Автор: Фоминых Татьяна Петровна, учитель биологии высшей категории, педагог дополнительного образования МБОУ «СОШ №9» г. Лесосибирска.
ОПИСАНИЕ ПРАКТИКИ
С 2021 года МБОУ СОШ №9 г.Лесосибирска в рамках дополнительного образования разработана и реализуется общеразвивающая программа дополнительного образования «Юные экологи». Программа подготавливает школьников подросткового возраста к участию в экологических акциях, санитарной очистке территорий, стимулирует к участию в конкурсах творческих работ, тематических конференциях, марафонах, форумах, интеллектуальных играх и олимпиадах.
Целевая аудитория: Обучающиеся МБОУ «СОШ №9» г.Лесосибирска, педагоги и родители, а также обучающиеся детских садов и школ города, участвующих в совместных экологических мероприятиях.
Новизна программы дополнительного образования «Юные экологи» проявляется и в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Педагогическая целесообразность программы. Использование разнообразных видов деятельности при обучении позволяет развивать у учащихся познавательный интерес к исследовательской деятельности, повышать стимул к обучению, что способствует более интенсивному усвоению знаний, приобретению умений и совершенствованию навыков исследовательской и проектной деятельности.
Проблемы, цели, ключевые задачи, на решение которых направлена практика: В настоящее время в школьном курсе естественных наук учебный предмет экология отдельно не выделен. Современные экологические проблемы рассматриваются на уроках биологии, химии, географии, поэтому у большинства учащихся отсутствуют системные знания основ экологической безопасности. Введение данной дополнительной общеразвивающей программы для подростков 8-9х классов оказывает помощь:
- расширению знаний по предметам (биология, экология) образовательной области, методах их исследования;
- созданию условий для приобретения опыта участия в учебном исследовании;
- подготовке к интеллектуальным состязаниям разного уровня по предметам естественно-научного профиля;
- в осознанном выборе профиля дальнейшего обучения.
Цель практики - создание системы занятий в рамках дополнительного образования по формированию ответственного отношения обучающихся к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически разумного отношения к природе вообще и природе родного края, в частности.
Задачи:
- Сформировать систему взаимосвязей глобальных, региональных и локальных аспектов экологии природных объектов и безопасного экологического поведения человека.
- Сформировать социально значимую активную позицию у обучающихся посредством привлечения их к участию в организации экологических акций и природоохранных мероприятий.
- Развить интерес у учащихся к научно-исследовательской, опытнической и проектной деятельности; обучить навыкам работы с лабораторным оборудованием.
Механизмы реализации: программа дополнительного образования «Юные экологи» реализуется в течение 1 года, включает 3 модуля: «Экология растений» и «Экология человека», «Экологические законы». Режим занятий – 2 часа в неделю, годовая учебная нагрузка 72 часа. Состав группы (20 человек) – постоянный, допускается обновление состава обучающихся на основании собеседования.
Какова основная идея/суть/базовый принцип практики: Сформировать актив подростков, у которых в процессе реализации программы дополнительного образования «Юные экологи» сформирована система знаний об экологической безопасности и законах системы «человек-общество-природа». Данные активисты-юные экологи будут пропагандировать актуальные вопросы экологии малой родины и региона среди обучающихся МБОУ «СОШ №9» г.Лесосибирска и города через организацию и проведения экологических акций и мероприятий, участие в региональных проектах экологической направленности. Следует отметить, что практические умения и теоретические знания, полученные в ходе деятельности по программе, станут мотивационной основой для обучения по предметам естественнонаучного цикла, а так же будут содействовать профессиональной ориентации школьников.
Через какие средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.) реализуется практика: Методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: наблюдения, эксперимент, лабораторные работы, экскурсии, проектные работы, обеспечивающие развитие исследовательских навыков, умений учащихся.
Контрольно-диагностические методы через: тестирование динамики роста знаний, умений, навыков; создание фотовыставок и коллажей; составление терминологического словаря; создание авторских проектов, акции практической направленности, пропаганда экологических знаний - листовки, газеты.
Организационные формы: конференции, семинары, беседы, диспуты, викторины, лекции.
По количеству детей, участвующих в занятии: коллективная работа, групповая, индивидуальная.
Занятия строятся с учётом психолого-педагогических особенностей учащихся среднего школьного возраста.
Мотивация обеспечивается совместной деятельностью, поиском, всевозможным сотрудничеством и диалогом педагога и подростков. Движущие силы на занятиях в кружке - самостоятельность, радость личного вклада в общее дело, ощущение своего роста, совершенствование, обретение знаний. В предоставлении свободы выбора в деятельности задача педагога дополнительного образования создавать ситуации для понимания подростками особенностей экологического поведения («что такое хорошо и что такое плохо») на примере быта, взаимодействия людей друг с другом и миром, отношения к себе, соблюдения экологических традиций нашими предками и современными людьми.
Основные виды деятельности в рамках реализации программы «Юные экологи»:
- Работа с научными источниками; опрос и анкетирование местных жителей, родственников, специалистов для определения экологической проблемы и поиска ее решения.
- Просветительская (образовательная) деятельность включает разработку и проведение разнообразных образовательных форм деятельности со школьниками экологической направленности (виртуальные экскурсии, акции, организация выставок, презентация проектной или творческой работы и др.).
- Информационно-аналитическая деятельность включает оформление витрин и выставок различной тематики; выпуск экологических буклетов, плакатов и газет, создание видеофильмов и социальных роликов экологической направленности. Информационные технологии позволяют активизировать познавательную деятельность и исследовательскую работу обучающихся.
- Общественно-полезная деятельность предполагает выполнение общественно-полезной работы в школе (уход за растениями в школе), на местности (во время походов, экспедиций).
Трансформация просветительской практики в деятельностные формы участия:
Практика может быть использована в школьной программе как внеурочный курс, который могут учителя биологии и преподаватели программ дополнительного образования. Наиболее эффективными могут выступать:
1) социально-экологические акции «Кормушка», «Скворечник», «Остановим загрязнение берегов Енисея» и т.д;
2) включение родителей в мероприятия по озеленению территории школы и микрорайона школы (выращиванию рассады «Семейная клумба», по высадке саженцев в микрорайоне «Посади дерево», создание «Красной книги малой родины» и т.д.);
3) интерактивные мероприятия (квест, викторина), которые включают набор проблемных экологических заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых часто использую цифровые ресурсы. Это позволяет развивать инициативность, самостоятельность, поисковую активность;
4) проектная деятельность учащихся или ее элементы, что способствует развитию личности и формированию опыта деятельности.
Описание результатов реализации практики:
Участие в мероприятиях муниципального и регионального уровня за 2 года реализации программы ДО «Юные экологи»:
- Городской экологический форум «Экологическое мышление: теория и практика», на площадке Лесосибирского педагогического института (филиал СФУ) в творческом конкурсе видеороликов «Сохраним планету вместе» был представлен социальный видеоролик «Люблю тебя, мой край родной» (Вопилов И., Шотт Е.), которые получили Диплом I степени. В своей работе авторы ролика призывают жителей города быть внимательнее к хрупкой и уязвимой окружающей среде (lpi/sfu-kras/ru).
- XI Всероссийской научно-практической конференции школьников, студентов, аспирантов и молодых учёных «Экология, рациональное природопользование и охрана окружающей среды» на базе Лесосибирского филиала «Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнёва» были представлены результаты исследовательской работы «Особо охраняемые растительные объекты г.Лесосибирска» (Вебер П., Сугровой П.), работа вошла в электронный сборник конференции.
- Ежегодное участие в городской научно-практической конференции «Милосердие в Лесосибирске: вчера, сегодня, завтра». Авторы исследовательской работы «Я горжусь своим краем» (Шотт Е. и Вопилов И.) стали дипломантами. Социальный ролик «Впусти добро в свой мир» (Насырова А. и Журавлёва Т.) стал победителем в своей номинации.
- В региональной открытой интеллектуальной игре «Эрудит-Премьер» команда в количестве 5 человек стала дипломантами II степени по теме «Вода. Водные ресурсы и водно-болотные угодья». Руководитель команды за подготовку команды от управления образования администрации г.Красноярска и директора МБОУ ДО ДДЮ «Школа самоопределения» получил благодарственное письмо.
- В региональном проекте «Лечебная лаборатория около врачей» (Топ 5 ВОЗ <top5voz-krkr@volmedic.com). В рамках модуля «Экология человека» группа ребят в количестве 5 человек участвовали во Всероссийском волонтёрском движении. В проекте принимала участие 21 команда из городов Красноярска, Ачинска, Норильска, Шарыпово, Назарово. По условиям проекта ребята прослушивали лекции врачей и фельдшеров, затем получив сувенирную продукцию от волонтёров, вели просветительскую работу о здоровом образе жизни с младшими школьниками. Отправляли фототчёты, выпускали чек - листы, рекламировали здоровый образ жизни, принимали участие в мастер-классах организованных волонтёрами по оказанию первой помощи. Затем принимали участие в интеллектуальной конкурсной программе. Так как проект состоял из трёх модулей, то каждый модуль раскрывал разные вопросы здорового образа жизни. После каждого модуля команда входила в число победителей, и в качестве поощрения ребята получали ценные подарки.
На постоянной основе подростками кружка «Юные экологи» проводится природоохранная деятельность:
1) акции «Накорми птицу», «Сохраним тигра»;
2) перед выходом на каникулы акции о бережном отношении к природе;
3) для обучающихся начальной школы проводятся экскурсии: «Откуда к нам пришли комнатные растения», «Растения пришкольного участка»;
4) в весенне-осенний период организованы выставки рисунков на тему «Берегите красоту природы».
Воспитанники кружка «Юный эколог» принимают активное участие в благоустройстве и озеленении территории пришкольного участка, где создаётся дендрарий древесно-кустарниковых пород Красноярского края. В дендрарии нашей школы представлены все виды древесных пород Голосеменных растений.
Таким образом, подростки кружка «Юные экологи», участвуя, в реализации данной программы участвуют в освоении экологических норм и образцов деятельности (поведения), получают опыт проектной деятельности, которая способствует достижению предметных, метапредметных и личностных результатов.
Сопровождение практики: Давлетгареева Елена Ивановна, заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №9».