Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №9 города Лесосибирска"
город Лесосибирск, Красноярский край
  • Формирование агрономических компетенций обучающихся через изучение программы «ОСНОВЫ РАСТЕНИЕВОДСТВА»

    Ф.И.О. авторов/реализаторов практики

    Каплина Ольга Александровна

    Укажите тип представленной образовательной практики (выбрать один из предложенных)

    Дополнительное образование

    Укажите направление представленной практики (выбор одного варианта):

    Организация и развитие системы дополнительного образования  в образовательной организации

    Ключевые слова образовательной практики (перечислите через запятую)

    Культурные растения, агрономия, посевной материал, агротехнические мероприятия, прививка, гидропоника.

    На каком уровне общего образования, уровне профессионального образования или подвиде дополнительного образования реализуется Ваша практика (выбор одного или нескольких вариантов)

    • основное общее образование
    • среднее общее образование

    На какую группу участников образовательной деятельности направлена Ваша практика:

    • обучающиеся

    Масштаб изменений

    • уровень образовательной организации
    • уровень муниципального образования

    Опишите практику в целом, ответив на вопросы относительно различных ее аспектов

    Программа «Основы растениеводства» направлена на повышение информированности обучающихся по вопросам выращивания и ухода за овощными растениями и лесными древесными породами. Отличительной особенностью данной программы является сочетание различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, экологических особенностей растений. В ходе её реализации, обучающиеся получают, расширяют и углубляют знания по нескольким предметам: биологии, экологии, этике и психологии. Кроме того, программа обеспечивает информирование обучающихся по вопросам почвоведения, агробиотехнологии (гидропоника), а её практическая часть требует знаний по химии, умений работать с химическим оборудованием. Актуальность данной программы основывается на том, что вопросы, рассматриваемые программой в школьном курсе биологии, подробно не изучаются, а при участии в олимпиадах и конкурсах различного уровня знания этой области биологии востребованы. Обучающиеся имеют возможность формировать и совершенствовать способности использовать естественнонаучные навыки при решении практических задач, развивать метапредметные компетенции (программа предусматривает практические работы по каждой теме). Школьники получают возможность осуществить ранние профессиональные пробы в таких профессиях: цветовод, ландшафтный дизайнер, агроном, овощевод.

    Цели, ключевые задачи, на решение которых направлена практика

    Цель программы: повышение уровня информированности обучающихся по основам растениеводства, освоение специальных умений в изучении растений и уходе за ними; повышение вероятности правильного выбора профессии, готовности самостоятельному вхождению во взрослую жизнь.

    Задачи программы:

    Образовательные задачи:1) познакомить учащихся с важнейшими группами сельскохозяйственных растений и видами деревьев и кустарников Красноярского    края, условиями жизни растений (почвой);

    2) способствовать освоению важнейших агротехнических приёмов по выращиванию растений: посев и посадка, уход за растениями, защита от вредителей;

    3) обучить навыкам работы с лабораторным оборудованием, применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, проводить наблюдения за растениями.

    Личностные задачи:

    1) воспитывать у школьников бережное отношение к природе;

    2) развивать познавательные мотивы, направленные на получение знаний и методов изучения живой природы.

    3) актуализировать потребность в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школьнику, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;

    4) развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

    5) развивать коммуникативные умения, стремление к творческой деятельности.

    Какова основная идея/суть/базовый принцип Вашей практики:

    Программа «Основы растениеводства» способствует разностороннему развитию личности обучающихся: формирует естественнонаучное и экологическое мировоззрение, закладывает основы здорового образа жизни. Она частично компенсирует уменьшение объёма учебного материала по биологии в практической части, имеющей агротехническое направление, позволяет освоить навыки работы на земле с цветочными, овощными или плодово-ягодными растениями. Старшеклассники получают возможность осуществить ранние профессиональные пробы в таких профессиях: цветовод, ландшафтный дизайнер, агроном, овощевод. Изучение каждой темы состоит из двух компонентов: теории и практики. Практика включает лабораторные работы, обеспечивающие подробное изучение раздаточного материала (семена, вегетативные органы растений, специальное оборудование), закладку опытов по выявлению оптимальных условий протекания агротехнических процессов, изучение повреждений растений насекомыми –вредителями, решение ситуационных задач по овощеводству, садоводству. Работы по подготовке почвы к посеву проводятся на пришкольном участке. Для многих старшеклассников это первая практическая работа с почвой и посадочным материалом.

    Через какие средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.) реализуется практика:

    В основе организации лежит деятельностный подход к обучению. Основные виды деятельности: познавательная, исследовательская. Занятия строятся с учётом психолого-педагогических особенностей учащихся среднего и старшего школьного возраста. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме.

    На всем протяжении практики реализуется два основных направления:

    1. Постоянное повышение уровня теоритических знаний старшеклассников по основам овощеводства, садоводства, агротехнике возделывания культурных растений. При этом теоритический материал постоянно рассматривается с разных позиций, структурируется и дополняется. Это позволяет  корректировать план дальнейшей работы, уделить больше внимания моментам, которые не получаются у школьников, пересматривать этапы и формат проведения занятий.

    2. ВКЛЮЧЕНИЕ В ДЕЛА – организация праздников, социальные акции, интеллектуальные конкурсы,  уход за комнатными растениями в коридорах школы,  работа по озеленению и благоустройству пришкольного участка и т.д.

    3. Подготовка и участие в Чемпионате Компетенций комплексного регионального фестиваля ЮниорПрофи.

    Какие результаты (образовательные и прочие) обеспечивает практика:

    Критерии результативности:

    1) Образовательные результаты:

    - усвоение системы научных знаний о растениеводстве, для продолжения формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

    - формирование первоначальных систематизированных представлений об основных агротехнических приемах, используемых в овощеводстве и лесоводстве;

    - приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения растительных организмов;

    - объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе;

    - овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

    - умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках) анализировать и оценивать информацию;

    - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

    2) Динамика формирования социальных компетенций у старшеклассников; критерии:

    - улучшение успеваемости, достижение особых результатов в учебе, спорте, творчестве;

    - рост количества публичных выступлений, социальных акций естественнонаучной направленности;

    - наличие личностных достижений.

    3) Мониторинг качества реализуемой практики: её сильных и слабых сторон, качества совместной работы; критерии:

    - сохранность участников практики;

    - позитивные отзывы наставляемых, их родителей, коллег;

    - сохранность у выпускников интереса к растениеводству в последующем обучении (выбор профессии, увлечение в профессиональном сообществе).

    Укажите способы/средства/инструменты измерения результатов образовательной практики

    Основополагающие инструменты:

    - Метод фиксации данных достижений детей (таблица, в которой вносятся достижения детей во всех аспектах жизни).

    - Анкета, в которой содержатся открытые вопросы, закрытые вопросы, вопросы с оценочным параметром.

    В 2020-2021 учебного году года в рамках в программе приняли участие 15 старшеклассников, в 2021-2022 – 15 человек, в 2022-2023 – 14 человек. С 2020 года 11 человек (75 %) благополучно завершили обучение. Один из них (6%) собирается связать свою жизнь с агрономией, 2 ученика (12%) выбрали профессию медицинских работников.

    Дипломы и грамоты детей, как участников различных фестивалей     и конкурсов представлены на сайте школы https://lesosib9.siteedu.ru/me...

    С какими проблемами, трудностями в реализации практики вам пришлось столкнуться?

    В реализации практики по реализации курса «Основы растениеводства» были следующие трудности:

    • Отсутствие или недостаток расходных материалов и оборудования для  реализации практической части курса и отсутствие возможности проводить экскурсии на профильные предприятия.
    • В настоящее время старшеклассники очень практичны в своих действиях и предпочитают извлекать пользу из своих действий, регистрируясь на курс, знакомясь с аннотацией, они надеются на дополнительную подготовку к ЕГЭ по всем разделам биологии, убедившись, что основа курса -  ботаника и основы агрономии часть детей самоопределяются и решают продолжать обучение по программе или нет.

    Рекомендации тем, кого заинтересовала ваша практика:

    Руководитель практики по агрономии должен иметь специальное педагогическое образование, желание заниматься творческим процессом, иметь стремление к самообразованию. Приветствуется наличие сельскохозяйственного или лесотехнического  образования, так как оно позволяет полнее раскрывать и реализовывать практическую часть курса. Необходимо иметь специальное помещение для работы. Так как практическая часть требует долговременных экспериментов и практических работ.

    Какое сопровождение готова обеспечить команда заинтересовавшимся вашей образовательной практикой (выбор одного или нескольких вариантов)

    консультационное сопровождение

    предоставить методические материалы   

    Есть ли рекомендательные письма/экспертные заключения/ сертификаты, подтверждающие значимость практики для сферы образования Красноярского края (перечислить документы и указать ссылку на сайте общеобразовательной организации)

    Программа ДО «Основы растениеводства» лауреат регионального и дипломант Всероссийского конкурса дополнительных общеразвивающих программ естественнонаучного направления «БиоТОП ПРОФИ» (2020 год) https://lesosib9.siteedu.ru/me...

    Организация или персона, которая осуществляет научное руководство/кураторство/сопровождение практики?

    Ольга Александровна Ефиц, кандидат биологических наук, преподаватель Лесосибирского педагогического института - филиала Сибирского федерального университета.

    При наличии публикаций материалов по теме реализуемой практики укажите ссылки на источники

    Выступление на ГМО учителей биологии с докладом «Возможности дополнительного образования в формировании естественно-научных компетенций» (октябрь 2021 год).

    При наличии видеоматериалов о реализуемой практике укажите ссылку на них

    Репортаж местного телевидения о награждении победителей и призеров регионального комплексного фестиваля «ЮниорПрофи»

    https://vk.com/lsk_info?z=vide...

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie