Сопровождение неблагополучных семей как фактор социализации и воспитания обучающихся
Материалы практики
Проблема семейного неблагополучия не теряет своей актуальности в наши дни. Семейное неблагополучие рассматривается как самостоятельный социально-психологический феномен, представляющий комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению. Анализ социального паспорта МБОУ «СОШ №9» г.Лесосибирска за последних 3 года показывает, что увеличилось количество многодетных семей, семей, учащихся по категориям неполная семья, школьников, состоящих на учете в КДН и ЗП, ПДН, ВШУ, подростков «группы риска», имеются семьи в СОП. В связи с этим актуальной является работа по гармонизации детско-родительских отношений, в частности в неблагополучных семьях.
Проанализируем социальный паспорт нашей школы (54 класса, обучение в 2 смены, 6дневная рабочая неделя) на сентябрь 2019 года:
Классы |
полн./благ. |
неп./благ. |
полн. неблаг./ |
неполн./ неблаг. |
неп./мать неп/отец |
опека емые |
много- детные |
малообес печенные |
в каком классе обучается брат\сестра |
группа риска\ |
прогуль щики |
внеурочная занятость |
подъез жающие |
семьи, где родители официально безработные |
1-4 кл. |
382 |
118 |
6 |
7 |
125 |
6 |
108 |
116 |
123 |
9 |
3 |
501 |
94 |
29 |
5-9 кл. |
434 |
178 |
7 |
12 |
190 |
17 |
124 |
174 |
120 |
29 |
18 |
458 |
202 |
32 |
10-11 кл. |
101 |
54 |
2 |
0 |
54 |
3 |
20 |
30 |
28 |
3 |
1 |
89 |
70 |
6 |
ИТОГО |
917 |
350 |
15 |
19 |
369 |
26 |
252 |
320 |
271 |
41 |
22 |
1048 |
366 |
67 |
Рассматривая данные таблицы, можно увидеть, что по сравнению с предыдущими годами: увеличилось количество многодетных семей, семей, учащихся по категориям неполная семья, школьников, состоящих на учете в КДН и ЗП, ПДН, ВШУ, подростков «группы риска», уменьшилось количество малообеспеченных семей, семей, находящихся в СОП, семей ТЖС.
В связи с этим цель деятельности: Сопровождение неблагополучной семьи и создание оптимальных условий в ней для формирования социально-адаптивной и социально-ответственной личности детей.
Задачи:
1) обеспечение соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетней;
2) создание безопасных условий для жизни несовершеннолетних детей, физического и психического их здоровья;
3) формирование у родителей чувства ответственности за свои поступки, за семью и воспитание своих несовершеннолетних детей;
4) координация взаимодействия учителей, родителей, административных органов для оказания помощи обучающейся;
5) коррекция поведения;
6) профилактика правонарушений, безнадзорности;
7) создание условий для формирования культуры здорового образа жизни;
8) содействие доступу детей к различным формам эффективной защиты, рассмотрению их жалоб и заявлений;
9) содействие решению социальных проблем, развитие гражданской и социальной активности;
10) создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального и творческого развития подростков.
Идея в сопровождении неблагополучной семьи в комплексном подходе через следующие направления:
- обеспечение соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних в условиях семьи;
- обеспечение безопасных условий для жизни несовершеннолетних детей, физического и психического их здоровья;
- реконструкция детско-родительских взаимоотношений, гармонизация межличностных отношений в системе «мать и ребенок» с членами семьи, членами семьи и другими (посторонними) лицами;
- профилактика неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с нарушениями в поведении.
Анализ литературы позволяет выделить следующие отклонения в стилях семейного воспитания:
1. Гипопротекция, характеризующаяся недостатком опеки и контроля. Ребенок остается без надзора. Родители уделяют ему мало внимания, у них нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и неухоженность. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка. Невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенности потребности в любви и привязанности.
2. Доминирующая гиперпротекция, диктат, проявляющиеся в повышенных, обостренных внимании и заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя.
3. Потворствующая гиперпротекция, часто сопровождающаяся таким родительским отношением, как «симбиоз». Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других. Результат такого воспитания проявляется в завышенном уровне притязаний, стремлении к лидерству при недостаточных упорстве и опоре на свои силы.
4. Эмоциональное отвержение, при котором, как было описано выше, ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Родители (или их «заместители» - мачеха, отчим и пр.) считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство им. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка.
5. Жестокие взаимоотношения, которые могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности.
6. Повышенная моральная ответственность, авторитарная гиперсоциализация, при которой от ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту. Игнорируя интересы и возможности ребенка, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Ему насильно приписывают роль «главы семьи». Родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать.
Деструктивное влияние различных типов родительского отношения на развитие личности ребенка можно продемонстрировать на примере исследования, проведенного нами на подростках по изучению у них самооценки и уровня притязаний. Особого внимания заслуживают такие типы родительского отношения, как диктат и опека. Различаясь, по сути, они совпадают по своему результату: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они оказываются отстранены от решения вопросов, касающихся как их лично, так и семьи. Подростки из семей с типом отношений «опека» характеризуются очень высокой или неадекватно низкой самооценкой, хотя в данном возрасте должна наблюдаться тенденция постепенного перехода к адекватности восприятия себя. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий тип отношений в семье приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой – к формированию у него тревожности, эгоизма и самолюбия, беспомощности, выраженной защиты, зависимости от родителей, запаздыванию социальной зрелости.
В связи с этим основная идея в сопровождении неблагополучной семьи реализовывать деятельность по следующим направлениям:
- обеспечение соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних в условиях семьи;
- обеспечение безопасных условий для жизни несовершеннолетних детей, физического и психического их здоровья;
- реконструкция детско-родительских взаимоотношений, гармонизация межличностных отношений в системе «мать и ребенок» с членами семьи, членами семьи и другими (посторонними) лицами;
- профилактика неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с нарушениями в поведении.
Этапы взаимодействия школы с семьей в реализации социального и психолого-педагогического сопровождения:
I. этап – предварительный. Включает в себя: первичное знакомство с семьей; установление контакта с родителями; проведение социальной и психолого-педагогической диагностики (оценка социальной ситуации в семье, определение проблем, их причин и ресурса семьи);
II. этап – основной. Предполагает разработку плана взаимодействия с семьей: определяются штатные и привлеченные специалисты; определяется необходимая помощь семье (медицинская, социально-экономическая, психолого-педагогическая, правовая); определяются формы реализации программы/плана.
III. этап – рефлексивный. Подводятся итоги, планируется постсопровождение.
Эффективность психолого-педагогического сопровождения обучающихся с девиантным поведением из неблагополучных семей в условиях образовательной организации обеспечивается участием всех субъектов образования с привлечением соответствующих специалистов.
Инициатором обращения к специалистам, осуществляющим психолого-педагогическое сопровождение, является классный руководитель/педагог. Осуществив наблюдение и выявив нарушения в поведении обучающегося классный руководитель/педагог принимает следующие меры педагогического взаимодействия:
- создание эмоционально благоприятной атмосферы в классе;
- адаптация учебного материала для адекватного восприятия;
- проведение воспитательной работы с обучающимся;
- психолого-педагогическая работа с родителями (законными представителями); важно отметить, что для проведения целенаправленных диагностических и профилактических мероприятий в отношении ребенка требуется получить согласие со стороны родителей (законных представителей).
Алгоритм работы с неблагополучными семьями:
1-й шаг: составление списков детей, изучение семьи и осознание существующих в ней проблем.
-й шаг: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи; составляется акт обследования и в котором для себя помечаем важные моменты по которым нужно работать (например: поставить на учёт в центр занятости, или подготовить беседу по теме которая важна в этой семье и т.д.).
3й шаг: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни (общение с членами семьи должно проходить на уважительно-доверительном отношении, обращаться по имени отчеству, даже если родители младше вас).
4-й шаг: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.
5-й шаг: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций (анкетирование, беседа, наблюдение, посещение семьи на дому).
6-й шаг: изучение личностных особенностей членов семьи.
7-й шаг: составление карты семьи (заполняется бланк карта семьи, где указывается всё о семье: дата рождения, семейное положение, статус, образование, где работают и т.д.).
8-й шаг: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (социальная защита, инспекция по делам несовершеннолетних, КДН и т. д.);
9-й шаг: составление программы работы с неблагополучной семьей;
10-й шаг: текущие и контрольные посещения семьи;
11-й шаг: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй (строгий контроль за посещением детьми школьных занятий (чистенькие, выспавшиеся, без синяков, поведение подавленное или весёлое, готовые к занятиям, опоздание с самого утра). Занятость детей в кружках, секциях, в школьных и классных мероприятиях, в трудовой деятельности. Особенно в каникулярное время, составляется план мероприятий на каникулы, с план знакомят детей перед каникулами, на летние каникулы составляются списки занятости каждого ребёнка, работа на пришкольном участке. Успеваемость по четвертям. Дополнительные занятия. Посещение семей на дому.
Методы работы с неблагополучными семьями:
Проблема семьи |
Методы |
Недостаточная информированность родителей о методах воспитании. |
Наблюдение и консультации учителя, психолога, социального педагога. Помощь психотерапевта семье и детям. Проведение семинаров, бесед на темы воспитания, просмотр видеофильмов, кинофильмов. Вовлечение детей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции. |
Жестокое обращение с ребёнком. |
Наблюдения учителя, психолога школы, социального педагога, социального работника. Консультации психолога, социального педагога, врача, юриста для родителей. Психотерапевтическая помощь родителям и детям. Постановка на учет в КДН, к наркологу, консультации врачей, юристов. Привлечение родителей к работе семинаров, беседы о воспитании в семье. Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости). |
Семья алкоголиков (оба родителя). |
Наблюдения и консультации психолого-образовательного учреждения (для детей - подростков).Оказание психологической наркологической помощи семье или её отдельным членам. Вовлечение ребёнка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т. д.). Консультация врача-психиатра, нарколога и т.д. Консультация ребёнка в психолого - медико-педагогической комиссии и определение программ обучения. Работа с родителями специалистов наркологической психиатрической помощи (по необходимости). Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости), школа, центры, детский дом, приют, кризисный центр, социальная гостиница, органы здравоохранения, врачи, службы. |
Семья в состоянии развода или после развода. |
Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения, социального педагога, учителя. Консультативная помощь психолога и психотерапевта. Вовлечение ребёнка в кружки, секции, клубы, студии и т. д. Привлечение к деятельности группы родителей ребенка. Помощь ребёнку со стороны его окружения. Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенёсших травму. Использование видеоматериалов для работы с родителями (последствия разводов). |
Неполная семья. |
Привлечение полной семьи для работы с ребёнком и его семьей. Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребёнка. Привлечение неполной семьи к занятиям детско-родительской группы. Наблюдения и консультации психолога, социального педагога. Активная деятельность классного руководителя или учителя по вовлечению ребёнка в систему дополнительного образования. Обучение одного из родителей навыкам воспитания детей при отсутствии второго родителя. Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты. Привлечение общественных организаций к воспитанию. |
Отчуждённость родителей из-за занятости. |
Сопровождение ребёнка социальным педагогом. Наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения. Консультативная помощь психолога, психотерапевта и др. Привлечение ребёнка к посещению Центра дневного пребывания. Привлечение родителей к занятиям по психологии. Помощь родителям в Центре защиты семьи, привлечение ребёнка в ДО. |
Полная семья, один из родителей пьёт. |
Наблюдения и консультация психолога.- Беседа психолога, социального педагога, врача с непьющим родителем. Вовлечение ребенка в систему дополнительного воспитания и образования. Дополнительная помощь в учёбе со стороны учителей. Привлечение здорового члена семьи и ребёнка к занятиям детско-родительской группы. Работа классного руководителя, воспитателя, психолога школы с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости. Индивидуальная работа социального педагога с каждым из родителей по изменению отношений в семье. При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т. п.) обследование у детского психиатра. При хроническом неусвоении школьной программы направление ребёнка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения программы обучения и типа образовательного учреждения. |
Неполная семья, родитель алкоголик. |
Беседы классного руководителя, социального педагога, психолога с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости. |
Одинокая мать-алкоголичка или отец. |
Наблюдения и консультации школьного психолога. Вовлечение социальным педагогом или классным руководителем ребенка в кружки, секции, библиотеку. Информирование органов опеки и попечительства о детях, постановка вопроса об ограничении или о лишении родителя-алкоголика родительских прав. Направление ребенка образовательным учреждением на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения. |
Опекунские семьи: престарелые, употребляющие алкоголь; педагогически - несостоятельные. |
Вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом кружки, секции, студии, клубы. Консультации психолога образовательного учреждения для опекунов. Индивидуальная работа психолога с ребенком. Помощь учителей ребёнку в учебе. Консультация психиатра. Возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребёнка (новые опекуны, приемная семья, детский дом, и т. д.). Направление образовательным учреждением ребёнка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения. Консультация у невропатолога или психиатра. Особое внимание обращается на деятельность психолога по данной проблеме. |
Для просвещения семьи в вопросах воспитания детей и решения кризисных ситуаций, а также профилактической работы используются различные организационные формы работы.
Цель групповых мероприятий носит просветительский характер, а содержание мероприятий направленно на повышение психолого-педагогических, социально-экономических, медицинских компетенций родителей. Повышение педагогической культуры всех категорий родителей:
- Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание - это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.
- Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой).
- Формирование правовой культуры родителей во избежания насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям.
- Проведение контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.).
- Учет особенностей воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.
Индивидуальная работа с семьей. Формы работы: беседа, консультация.
Беседа с родителями проводится по следующему плану, а именно определяются:
- структура данной семьи (типология по количеству детей, по составу),
- по семейному укладу, по атмосфере, по типу потребительских взаимоотношений);
- взаимоотношения различных поколений в семье, выясняется взаимоотношения между близкими родственниками;
- педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей (нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей в семье с учетом их возрастных особенностей);
- наиболее распространенные пробелы в воспитании детей (авторитарная гиперсоциализация и гипосоциальная гипоопека);
- система поощрений и наказаний, применяемые в процессе воспитания в данной семье;
- организация режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье;
- выявление взаимосвязи девиантного поведения подростков с асоциальными пристрастиями родителей.
- выявление причин отклонений в поведении;
- беседы социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, администрации школы с подростком;
- приглашение на школьный Совет по профилактике;
- беседы инспектора ОДН;
- вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
- проведение индивидуальных занятий с категорией таких школьников.
- реализация системы воспитательной работы школы;
- проведение мероприятий совместно с сотрудниками ОВД, ГИБДД, прокуратуры, социальными службами, медицинскими работниками;
- организация правового всеобуча;
- проведение мероприятий по формированию личностных, нравственных и гражданских качеств у школьников;
- проведение бесед по профилактике вредных привычек.
При отсутствии результативности данной работы организуется заседание «Совета профилактики» МБОУ «СОШ №9».
Приемы индивидуальной работы с неблагополучными семьями:
1. убеждение - разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка;
2. моральная поддержка – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;
3. вовлечение в интересную деятельность - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы:
4. готовность сопереживать - это часто отсутствует в неблагополучных семьях;
5. нравственное упражнение по формированию нравственных качеств.
Основные функции классного руководителя
в работе с неблагополучной семьёй и детьми из неблагополучных семей:
1. Создать благоприятную обстановку в классе вокруг учащегося из неблагополучной семьи.
2. Установить отношения партнерства и сотрудничества с неблагополучной семьей.
3. Планировать работу с неблагополучными семьями.
4. Создать банк данных о неблагополучных семьях и детях из неблагополучных семей, обучающихся в классе.
5. Создавать и реализовывать индивидуальные планы воспитания детей из неблагополучных семей.
6. Работать с учащимися группы по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.
7. Быть инициатором создания индивидуального маршрута в обучении детей из неблагополучных семей.
8. Вовлекать ребенка из неблагополучной семьи в объединения по интересам, в том числе в занятость выходного дня.
9. В случае необходимости быть инициатором активных действий по защите прав ребенка.
Характеристика школьников с отклоняющимся поведением, проживающих
в неблагополучных семьях:
Характерными чертами неблагополучных семей является внутренняя нестабильность, не осознание возможностей удовлетворения своих потребностей в семье, отсутствие единых ориентаций. Дети не всегда способны успешно преодолеть стрессовые ситуации, поэтому перед всем педагогическим коллективом встаёт вопрос о том, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совпадать с негативными эмоциональными переживаниями. В силу своих возрастных особенностей дети оказываются особенно восприимчивыми к негативным социальным воздействиям. Девиантное поведение школьников – это совершение отдельных поступков или системы поступков, противоречащих нормам социального поведения в обществе. Условно девиантное поведение можно разделиться на следующие уровни:
Отклоняющееся поведение неустойчивых обучающихся: отклонения в их поведении появляются случайно, при неблагоприятных обстоятельствах. Наблюдается временное, избирательно негативное отношение к воспитанию. Направленность этих детей носит характер временной увлеченности полезным делом (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются «2» и «5»); ярко проявляется один устойчивый недостаток – слабая самокритичность и требовательность к себе.
Эгоцентричные обучающиеся с негативным отношением к школе, к воспитательному влиянию, у которых преобладает направленность на себя и формируется устойчивая эгоистичная позиция в жизни. Обнаруживаются пробелы в нравственном или умственном развитии. При неблагоприятных обстоятельствах проявляются 2-3 серьезных недостатка. Преобладает завышенная самооценка, уровень требовательности к другим выше, чем к себе.
Обучающиеся, стоящие у грани правонарушения. Это дети с негативным отношением к воспитательному процессу, к нормам морали, к коллективу сверстников. У них ярко выражена отрицательная направленность. В умственном, нравственном и волевом развитии у них допущены серьезные пробелы, которые делают психику болезненной (обостренное самолюбие, нездоровые потребности и др.)
Особенности проявления девиантного поведения у младших школьников. Среди разновидностей девиантного поведения, проявляющихся у обучающихся младшего школьного возраста выявлено:
- непослушание, которое является наиболее «популярным» проявлением девиантного поведения;
- шалость, которую можно, по сути, считать безобидным проявлением, т.к. в ней отображаются активность и креативность ребенка. Ее специфика состоит в том, что она носит положительный характер, является безвредной и, как правило, социально неопасной;
- озорство точно также позволяет проявиться креативности и активности ребенка, однако, в данном случае нарушение правил и норм происходит уже осознанно, и налицо причиняемый окружающим умышленный вред;
- проступок носит социально опасный характер. В отличие от других, более «легких» форм девиантного поведения, зачастую является спланированным заранее. Как правило, совершается неоднократно, что дает право полагать о формировании определенных черт характера ребенка;
- негативизм представляет собой необоснованное сопротивление влиянию и действиям окружающих.
В настоящее время встречается такие поведенческие проявления девиантного поведения, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги, побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество).
Итак, девиантное поведение – поведение, не соответствующее правилам и нормам, установленным в официальном порядке или сложившимся традиционно в обществе. Для эффективного взаимодействия с родителями важен личностно-ориентированный, адресный, индивидуальный подход, когда учитываются запросы семьи и конкретные проблемы развития и обучения ребенка.
В деятельности классного руководителя ключевым аспектов является своевременное выявление детей, проживающих в неблагополучных семьях.
Характеристика школьников с отклоняющимся поведением, проживающих в неблагополучных семьях:
Характерными чертами неблагополучных семей является внутренняя нестабильность, не осознание возможностей удовлетворения своих потребностей в семье, отсутствие единых ориентаций. Дети не всегда способны успешно преодолеть стрессовые ситуации, поэтому перед всем педагогическим коллективом встаёт вопрос о том, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совпадать с негативными эмоциональными переживаниями. В силу своих возрастных особенностей дети оказываются особенно восприимчивыми к негативным социальным воздействиям. Девиантное поведение школьников – это совершение отдельных поступков или системы поступков, противоречащих нормам социального поведения в обществе. Условно девиантное поведение можно разделиться на следующие уровни:
Отклоняющееся поведение неустойчивых обучающихся: отклонения в их поведении появляются случайно, при неблагоприятных обстоятельствах. Наблюдается временное, избирательно негативное отношение к воспитанию. Направленность этих детей носит характер временной увлеченности полезным делом (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются «2» и «5»); ярко проявляется один устойчивый недостаток – слабая самокритичность и требовательность к себе.
Эгоцентричные обучающиеся с негативным отношением к школе, к воспитательному влиянию, у которых преобладает направленность на себя и формируется устойчивая эгоистичная позиция в жизни. Обнаруживаются пробелы в нравственном или умственном развитии. При неблагоприятных обстоятельствах проявляются 2-3 серьезных недостатка. Преобладает завышенная самооценка, уровень требовательности к другим выше, чем к себе.
Обучающиеся, стоящие у грани правонарушения. Это дети с негативным отношением к воспитательному процессу, к нормам морали, к коллективу сверстников. У них ярко выражена отрицательная направленность. В умственном, нравственном и волевом развитии у них допущены серьезные пробелы, которые делают психику болезненной (обостренное самолюбие, нездоровые потребности и др.)
Особенности проявления девиантного поведения у младших школьников. Среди разновидностей девиантного поведения, проявляющихся у обучающихся младшего школьного возраста выявлено:
- непослушание, которое является наиболее «популярным» проявлением девиантного поведения;
- шалость, которую можно, по сути, считать безобидным проявлением, т.к. в ней отображаются активность и креативность ребенка. Ее специфика состоит в том, что она носит положительный характер, является безвредной и, как правило, социально неопасной;
- озорство точно также позволяет проявиться креативности и активности ребенка, однако, в данном случае нарушение правил и норм происходит уже осознанно, и налицо причиняемый окружающим умышленный вред;
- проступок носит социально опасный характер. В отличие от других, более «легких» форм девиантного поведения, зачастую является спланированным заранее. Как правило, совершается неоднократно, что дает право полагать о формировании определенных черт характера ребенка;
- негативизм представляет собой необоснованное сопротивление влиянию и действиям окружающих.
В настоящее время встречается такие поведенческие проявления девиантного поведения, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги, побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество).
Итак, девиантное поведение – поведение, не соответствующее правилам и нормам, установленным в официальном порядке или сложившимся традиционно в обществе.
Особое внимание должно уделяться созданию развивающей социальной среды за счет включения обучающегося из неблагополучной семьи в социально значимую, одобряемую и важную для него деятельность. В качестве развивающей социальной среды могут выступить поддерживающая семья или творческая студия, сообщества в социальных сетях, которые предполагают определенные условия для самореализации, что позволит снизить вероятность проявления энергии в негативных формах активности (девиации). При этом важно соблюдать принципы личной ответственности за круг своих обязанностей в деятельности, контроля за ее осуществлением, общественной оценки ее результатов.
Индивидуальная работа с подростками «группы риска». Работа в этом направлении предполагает:
В работе с неблагополучными семьями значимым является включение в процесс сопровождения педагогов-психологов.
Одной из сфер самореализации школьников из неблагополучной семьи может стать досуговое пространство. Важно на основе интересов и склонностей обучающихся вовлекать в их творческие кружки, секции, как на базе школы, так и в городских учреждениях дополнительного образования, при этом осуществлять контроль посещения. Эффективно включение в продуктивно-творческую, спортивную и художественную деятельность, которая, например, предполагает съемку видео продуктов, волонтёрская деятельность, где обучающийся имеет возможность приобрести позитивный опыт разрешения сложных ситуаций, а также реализовать ведущие потребности подросткового возраста (социальное признание, самоутверждение и самореализация). Неудовлетворение этих потребностей расценивается как фактор риска формирования отклоняющихся форм поведения. В результате вовлечения обучающегося с девиантным поведением в кружковую деятельность происходит его социализация, а также формируются личностно-нравственные качества, развиваются творческие способности, коммуникативные навыки, происходит приобщение к культурным ценностям.
Предупредительно-профилактическая деятельность с детьми осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности через:
Традиционные благотворительные акции «Новогодний подарок ребенку!» для детей из малообеспеченных семей
Ежегодная акция «Помоги пойти учиться», профилактические встречи школьников с сотрудником ПДН
Для эффективного взаимодействия с родителями важен личностно-ориентированный, адресный, индивидуальный подход, когда учитываются запросы семьи и конкретные проблемы развития и обучения ребенка.
Особенности сопровождения детей из неблагополучных семей в условиях дистанционного обучения. Получение образования несовершеннолетними с использованием дистанционной формы, находящимися в социально-опасном положении организовано различными способами:
- на образовательных платформах: Zoom, Российская электронная школа, Учи-ру, ЯКласс, Youtube и др.;
- через мессенджеры и социальные сети (ВКонтакте, ватсап, вайбер, эл.почта и др.);
- электронный журнал;
- посредством бесконтактной передачи и сбора материалов (ящики в школе);
- обеспечение индивидуального сопровождения классными руководителями для детей, испытывающих трудности в обучении (1раз в неделю очно в школе при соблюдении санитарных норм).
Успеваемость обучающихся, находящихся в социально-опасном положении, контролируется классными руководителями через электронный журнал, взаимодействие с учителями-предметниками, службой сопровождения (консультативная помощь, профилактические беседы, посещение квартир), администрацией (1раз в неделю передача информации для формирования списка проблемных семей, профилактические беседы, представление документов в КДН, органы опеки).
В процессе контроля за успеваемостью несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении в МБОУ «СОШ №9» сложилась следующая практика. С началом дистанционного обучения классные руководители подают заместителю директора по УВР информацию об условиях получения образования в семье (наличие техники и т.д.) по следующей форме:
№ |
ФИО ученика |
многодет. |
Категория семьи (малообеспеч., учет и т.д.) |
Наличие компьютера, ноутбука |
Занимаются с телефона |
братья, сестры, обучающиеся в нашей школе |
Братья, сестры, обучающиеся в других школах города |
Ежедневный контроль успеваемости школьников детей в условиях СОП обеспечивают классные руководители.
Еженедельно классные руководители составляют отчет по детям, испытывающим трудности обучения, в том числе в СОП и ОВЗ, и в пятницу до 11.00 отправляют заместителю директора по УВР, курирующему вопросы социально-педагогической профилактики по следующей форме:
№ п/п |
ФИО ребенка, испытывающего трудности на дистанционном образовании |
Состоит ли школьник на учете? (ВШУ, КДН, ПДН, СОП, дети в замещающих семьях, дети с ОВЗ, иное) |
Как организовано обучение (есть компьютер, по телефону, через мессенджеры) |
Как выполняется домашнее задание (регулярно, не менее 2х раз в неделю, 1 раз в неделю, не выполняет вообще) |
Наличие контроля со стороны родителей, если его нет, то в какой ситуации находится ребенок |
Нужна ли помощь специалистов и какая |
Данная информация обобщается специалистами службы сопровождения, и принимаются меры в следующем порядке:
Социальным педагогом в процессе телефонного разговора с родителем (законным представителем) выясняются условия получения дистанционного образования и причина тех или иных трудностей в обучении, предлагаются варианты решения сложившейся ситуации, данный факт оформляется протоколом «Совета профилактики»;
Если ситуация повторяется и у школьника не изменяется ситуация в обучении, осуществляется выезд специалистов службы сопровождения на квартиру ученика (социальный педагог и/или заместитель директора по УВР) с соблюдением мер личной гигиены в период эпидемии, данный факт оформляется «Актом обследования ЖБУ».
РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Выстроенная система профилактической работы с неблагополучной семьей позволяет получать стабильные результаты:
Положительные эффекты сопровождения неблагополучной семьи в условиях школы:
- По каждому ребенку из неблагополучной семьи составлены планы индивидуальной воспитательно-профилактической работы, для категории СОП – организовано межведомственное взаимодействие. Кроме ежедневного контроля опозданий и посещения учебных занятий детьми из неблагополучных семей, контроля успеваемости, поведения на уроках и переменах, внешнего вида, ведется сбор информации об учащихся, о посещении внеурочной деятельности и дополнительных кружков, и секций. Заполняются карты наблюдения, составлены характеристики.
- Совместно с классными руководителями посещались неблагополучные семьи, где родители не обеспечивают надлежащих условий для жизни и здоровья ребенка, уклоняются от их воспитания, семьи СОП, ТЖС, где учащиеся пропускают учебные занятия без уважительной причины. Так, по итогам 2019-2020 уч.года 26 посещений + посещение замещающих семей (21 семья).
- В школе систематически проводятся заседание «Совета профилактики» правонарушений несовершеннолетними. На заседаниях Совета не только рассматриваются те или иные правонарушения, а также оказывается консультативная помощь родителям в поисках приемлемых форм взаимоотношения родителей с подростками. Проведено в 2019-2020 учебном году 42 заседания (кол-во учащихся, прошедших через Совет профилактики в этом учебном году – 85 чел.), на которых были заслушаны учащихся и их родители, совершающие правонарушения и нарушающие Устав школы, в том числе и из неблагополучных семей.
Кроме Совета профилактики социальным педагогом в течение 2019-2020 учебного года проводились индивидуальные беседы с родителями неблагополучных семей, где разъяснялись их права и обязанности по содержанию, обучению и воспитанию детей, давались рекомендации: о режиме дня, как правильно готовить домашнее задание, как поощрять ребенка в семье, как разрешить конфликт с собственным ребенком, как правильно организовать досуг. Разъяснялась информация о социальных правах и гарантиях ребенка (12 бесед).
Таким образом, результативность профилактической работы с семьями подростков с девиантным поведением зависит от сочетания прямого и опосредованного воздействия на семью. Если первый путь осуществляется школой и общественностью и направлен на совершенствование общекультурного и педагогического уровня родителей через систему педагогического просвещения, вовлечение родителей в общественно значимую деятельность, то опосредованный путь воздействия осуществляется через подростков, через организацию совместной деятельности и общения детей и взрослых в семье, в школе, по месту жительства.
Способы/средства/инструменты измерения результатов образовательной практики:
- статистические материалы социального педагога;
- информация от учреждений системы профилактики по работе с неблагополучной семьей;
- рефлексивные семинары/совещания/планерки управленческих команд, команд сопровождения неблагополучной семьи.
С какими проблемами и трудностями пришлось столкнуться при реализации:
- Отсутствие взаимопонимания и взаимоуважения между детьми и родителями в неблагополучных семьях, в результате не устраняются причины различных асоциальных проявлений в виде отклоняющегося поведения школьников.
- Сложности в «извлечение» школьников из неблагополучных семей из асоциального круга общения сверстников, так как только в них себя подростки чувствуют уверенными и принятыми.
- Низкий уровень родительской ответственности в вопросах воспитания и образования детей, что обусловлено действующим законодательством и изменениями в обществе духовно-нравственных ориентиров.
Рекомендации тем, кого заинтересовала практика:
1) Четкий план работы с неблагополучной семьей, с конкретно указанной ответственностью каждого специалиста и сроками.
2) Согласованность действий всех участников процесса сопровождения неблагополучной семьи.