Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №9 города Лесосибирска"
город Лесосибирск, Красноярский край
  • Сопровождение неблагополучных семей как фактор социализации и воспитания обучающихся

    Авторы: Давлетгареева Елена Ивановна, заместитель директора по УВР, педагог-психолог 10-11 классов, Комарова Татьяна Васильевна, социальный педагог.

    Материалы практики


    Проблема семейного неблагополучия не теряет своей актуальности в наши дни. Семейное неблагополучие рассматривается как самостоятельный социально-психологический феномен, представляющий комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению. Анализ социального паспорта МБОУ «СОШ №9» г.Лесосибирска за последних 3 года показывает, что увеличилось количество многодетных семей, семей, учащихся по категориям неполная семья, школьников, состоящих на учете в КДН и ЗП, ПДН, ВШУ, подростков «группы риска», имеются семьи в СОП. В связи с этим актуальной является работа по гармонизации детско-родительских отношений, в частности в неблагополучных семьях.

    Проанализируем социальный паспорт нашей школы (54 класса, обучение в 2 смены, 6дневная рабочая неделя) на сентябрь 2019 года:

    Классы       

    полн./благ.

    неп./благ.

    полн. неблаг./

    неполн./ неблаг.

    неп./мать

    неп/отец      

    опека

    емые

    много-

    детные

    малообес

    печенные

    в каком классе обучается брат\сестра

    группа риска\

    прогуль

    щики

    внеурочная

    занятость

    подъез

    жающие

    семьи, где родители официально безработные

    1-4 кл.

    382

    118

    6

    7

    125

    6

    108

    116

    123

    9

    3

    501

    94

     29

    5-9 кл.

    434

    178

    7

    12

    190

    17

    124

    174

    120

    29

    18

    458

    202

     32

    10-11 кл.

    101

     54

    2

    0

    54

    3

    20

    30

    28

    3

    1

    89

    70

     6

    ИТОГО

    917

    350

    15

    19

    369

    26

    252

    320

    271

    41

    22

    1048

    366

     67

    Рассматривая данные таблицы, можно увидеть, что по сравнению с предыдущими годами: увеличилось количество многодетных семей, семей, учащихся по категориям неполная семья, школьников, состоящих на учете в КДН и ЗП, ПДН, ВШУ, подростков «группы риска», уменьшилось количество малообеспеченных семей, семей, находящихся в СОП, семей ТЖС.

    В связи с этим цель деятельности: Сопровождение неблагополучной семьи и создание оптимальных условий в ней для формирования социально-адаптивной и социально-ответственной личности детей.

    Задачи:

    1) обеспечение соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетней;

    2) создание безопасных условий для жизни несовершеннолетних детей, физического и психического их здоровья;

    3) формирование у родителей чувства ответственности за свои поступки, за семью и воспитание своих несовершеннолетних детей;

    4) координация взаимодействия учителей, родителей, административных органов для оказания помощи обучающейся;

    5) коррекция поведения;

    6) профилактика правонарушений, безнадзорности;

    7) создание условий для формирования культуры здорового образа жизни;

    8) содействие доступу детей к различным формам эффективной защиты, рассмотрению их жалоб и заявлений;

    9) содействие решению социальных проблем, развитие гражданской и социальной активности;

    10) создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального и творческого развития подростков.

    Идея в сопровождении неблагополучной семьи в комплексном подходе через следующие направления:

    - обеспечение соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних в условиях семьи;

    - обеспечение безопасных условий для жизни несовершеннолетних детей, физического и психического их здоровья;

    - реконструкция детско-родительских взаимоотношений, гармонизация межличностных отношений в системе «мать и ребенок» с членами семьи, членами семьи и другими (посторонними) лицами;

    - профилактика неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с нарушениями в поведении.

    Анализ литературы позволяет выделить следующие отклонения в стилях семейного воспитания:

    1. Гипопротекция, характеризующаяся недостатком опеки и контроля. Ребенок остается без надзора. Родители уделяют ему мало внимания, у них нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и неухоженность. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка. Невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенности потребности в любви и привязанности.

    2. Доминирующая гиперпротекция, диктат, проявляющиеся в повышенных, обостренных внимании и заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя.

    3. Потворствующая гиперпротекция, часто сопровождающаяся таким родительским отношением, как «симбиоз». Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других. Результат такого воспитания проявляется в завышенном уровне притязаний, стремлении к лидерству при недостаточных упорстве и опоре на свои силы.

    4. Эмоциональное отвержение, при котором, как было описано выше, ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Родители (или их «заместители» - мачеха, отчим и пр.) считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство им. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка.

    5. Жестокие взаимоотношения, которые могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности.

    6. Повышенная моральная ответственность, авторитарная гиперсоциализация, при которой от ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту. Игнорируя интересы и возможности ребенка, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Ему насильно приписывают роль «главы семьи». Родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать.

    Деструктивное влияние различных типов родительского отношения на развитие личности ребенка можно продемонстрировать на примере исследования, проведенного нами на подростках по изучению у них самооценки и уровня притязаний. Особого внимания заслуживают такие типы родительского отношения, как диктат и опека. Различаясь, по сути, они совпадают по своему результату: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они оказываются отстранены от решения вопросов, касающихся как их лично, так и семьи. Подростки из семей с типом отношений «опека» характеризуются очень высокой или неадекватно низкой самооценкой, хотя в данном возрасте должна наблюдаться тенденция постепенного перехода к адекватности восприятия себя. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий тип отношений в семье приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой – к формированию у него тревожности, эгоизма и самолюбия, беспомощности, выраженной защиты, зависимости от родителей, запаздыванию социальной зрелости.

    В связи с этим основная идея в сопровождении неблагополучной семьи реализовывать деятельность по следующим направлениям:

    - обеспечение соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних в условиях семьи;

    - обеспечение безопасных условий для жизни несовершеннолетних детей, физического и психического их здоровья;

    - реконструкция детско-родительских взаимоотношений, гармонизация межличностных отношений в системе «мать и ребенок» с членами семьи, членами семьи и другими (посторонними) лицами;

    - профилактика неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с нарушениями в поведении.

    Этапы взаимодействия школы с семьей в реализации социального и психолого-педагогического сопровождения:

    I. этап – предварительный. Включает в себя: первичное знакомство с семьей; установление контакта с родителями; проведение социальной и психолого-педагогической диагностики (оценка социальной ситуации в семье, определение проблем, их причин и ресурса семьи);

    II. этап – основной. Предполагает разработку плана взаимодействия с семьей: определяются штатные и привлеченные специалисты; определяется необходимая помощь семье (медицинская, социально-экономическая, психолого-педагогическая, правовая); определяются формы реализации программы/плана.

    III. этап – рефлексивный. Подводятся итоги, планируется постсопровождение.

    Эффективность психолого-педагогического сопровождения обучающихся с девиантным поведением из неблагополучных семей в условиях образовательной организации обеспечивается участием всех субъектов образования с привлечением соответствующих специалистов.

    Инициатором обращения к специалистам, осуществляющим психолого-педагогическое сопровождение, является классный руководитель/педагог. Осуществив наблюдение и выявив нарушения в поведении обучающегося классный руководитель/педагог принимает следующие меры педагогического взаимодействия:

    - создание эмоционально благоприятной атмосферы в классе;

    - адаптация учебного материала для адекватного восприятия;

    - проведение воспитательной работы с обучающимся;

    - психолого-педагогическая работа с родителями (законными представителями); важно отметить, что для проведения целенаправленных диагностических и профилактических мероприятий в отношении ребенка требуется получить согласие со стороны родителей (законных представителей).

    Алгоритм работы с неблагополучными семьями:

    1-й шаг: составление списков детей, изучение семьи и осознание существующих в ней проблем.

    -й шаг: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи;  составляется акт обследования и в котором для себя помечаем важные моменты по которым нужно работать (например: поставить на учёт в центр занятости, или подготовить беседу по теме которая важна в этой семье и т.д.).

    3й шаг: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни (общение с членами семьи должно проходить на уважительно-доверительном отношении, обращаться по имени отчеству, даже если родители младше вас).

    4-й шаг: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.

    5-й шаг: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций (анкетирование, беседа, наблюдение, посещение семьи на дому).

    6-й шаг: изучение личностных особенностей членов семьи.

    7-й шаг: составление карты семьи (заполняется бланк карта семьи, где указывается всё о семье: дата рождения, семейное положение, статус, образование, где работают и т.д.).

    8-й шаг: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (социальная защита, инспекция по делам несовершеннолетних, КДН и т. д.);

    9-й шаг: составление программы работы с неблагополучной семьей;

    10-й шаг: текущие и контрольные посещения семьи; 

    11-й шаг: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй (строгий контроль за посещением детьми школьных занятий (чистенькие, выспавшиеся, без синяков, поведение подавленное или весёлое, готовые к занятиям, опоздание с самого утра). Занятость детей в кружках, секциях, в школьных и классных мероприятиях, в трудовой деятельности. Особенно в каникулярное время, составляется план мероприятий на каникулы, с план знакомят детей перед каникулами, на летние каникулы составляются списки  занятости каждого ребёнка, работа на пришкольном участке. Успеваемость по четвертям. Дополнительные занятия. Посещение семей на дому. 

    Методы работы с неблагополучными семьями:

    Проблема семьи

    Методы

    Недостаточная информированность родителей о методах воспитании.

    Наблюдение и консультации учителя, психолога, социального педагога. Помощь психотерапевта семье и детям. Проведение семинаров, бесед на темы воспитания, просмотр видеофильмов, кинофильмов. Вовлечение детей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции.

    Жестокое обращение с ребёнком.

    Наблюдения учителя, психолога школы, социального педагога, социального работника. Консультации психолога, социального педагога, врача, юриста для родителей. Психотерапевтическая помощь родителям и детям. Постановка на учет в КДН, к наркологу, консультации врачей, юристов. Привлечение родителей к работе семинаров, беседы о воспитании в семье. Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости).

    Семья алкоголиков (оба родителя).

    Наблюдения и консультации психолого-образовательного учреждения (для детей - подростков).Оказание психологической наркологической помощи семье или её отдельным членам. Вовлечение ребёнка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т. д.). Консультация врача-психиатра, нарколога и т.д. Консультация ребёнка в психолого - медико-педагогической комиссии и определение программ обучения. Работа с родителями специалистов наркологической психиатрической помощи (по необходимости). Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости), школа, центры, детский дом, приют, кризисный центр, социальная гостиница, органы здравоохранения, врачи, службы.

    Семья в состоянии развода или после развода.

    Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения, социального педагога, учителя. Консультативная помощь психолога и психотерапевта. Вовлечение ребёнка в кружки, секции, клубы, студии и т. д. Привлечение к деятельности группы родителей ребенка. Помощь ребёнку со стороны его окружения. Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенёсших травму. Использование видеоматериалов для работы с родителями (последствия разводов).

    Неполная семья.

    Привлечение полной семьи для работы с ребёнком и его семьей. Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребёнка. Привлечение неполной семьи к занятиям детско-родительской группы. Наблюдения и консультации психолога, социального педагога. Активная деятельность классного руководителя или учителя по вовлечению ребёнка в систему дополнительного образования. Обучение одного из родителей навыкам воспитания детей при отсутствии второго родителя. Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты. Привлечение общественных организаций к воспитанию.

    Отчуждённость родителей из-за занятости.

    Сопровождение ребёнка социальным педагогом. Наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения. Консультативная помощь психолога, психотерапевта и др. Привлечение ребёнка к посещению Центра дневного пребывания. Привлечение родителей к занятиям по психологии. Помощь родителям в Центре защиты семьи, привлечение ребёнка в ДО.

    Полная семья, один из родителей пьёт.

    Наблюдения и консультация психолога.- Беседа психолога, социального педагога, врача с непьющим родителем. Вовлечение ребенка в систему дополнительного воспитания и образования. Дополнительная помощь в учёбе со стороны учителей. Привлечение здорового члена семьи и ребёнка к занятиям детско-родительской группы. Работа классного руководителя, воспитателя, психолога школы с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости. Индивидуальная работа социального педагога с каждым из родителей по изменению отношений в семье. При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т. п.) обследование у детского психиатра. При хроническом неусвоении школьной программы направление ребёнка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения программы обучения и типа образовательного учреждения.

    Неполная семья, родитель алкоголик.

    Беседы классного руководителя, социального педагога, психолога с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости.

    Одинокая мать-алкоголичка или отец.

    Наблюдения и консультации школьного психолога. Вовлечение социальным педагогом или классным руководителем ребенка в кружки, секции, библиотеку. Информирование органов опеки и попечительства о детях, постановка вопроса об ограничении или о лишении родителя-алкоголика родительских прав. Направление ребенка образовательным учреждением на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения.

    Опекунские семьи: престарелые, употребляющие алкоголь; педагогически - несостоятельные.

    Вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом кружки, секции, студии, клубы. Консультации психолога образовательного учреждения для опекунов. Индивидуальная работа психолога с ребенком. Помощь учителей ребёнку в учебе. Консультация психиатра. Возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребёнка (новые опекуны, приемная семья, детский дом, и т. д.). Направление образовательным учреждением ребёнка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения. Консультация у невропатолога или психиатра. Особое внимание обращается на деятельность психолога по данной проблеме.

    Для просвещения семьи в вопросах воспитания детей и решения кризисных ситуаций, а также профилактической работы используются различные организационные формы работы.

    Цель групповых мероприятий носит просветительский характер, а содержание мероприятий направленно на повышение психолого-педагогических, социально-экономических, медицинских компетенций родителей. Повышение педагогической культуры всех категорий родителей:

    - Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание - это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.

    - Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой).

    - Формирование правовой культуры родителей во избежания насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям.

    - Проведение контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.).

    - Учет особенностей воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.

    Индивидуальная работа с семьей. Формы работы: беседа, консультация.

    Беседа с родителями проводится по следующему плану, а именно определяются:

    • структура данной семьи (типология по количеству детей, по составу),
    • по семейному укладу, по атмосфере, по типу потребительских взаимоотношений);
    • взаимоотношения различных поколений в семье, выясняется взаимоотношения между близкими родственниками;
    • педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей (нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей в семье с учетом их возрастных особенностей);
    • наиболее распространенные пробелы в воспитании детей (авторитарная гиперсоциализация и гипосоциальная гипоопека);
    • система поощрений и наказаний, применяемые в процессе воспитания в данной семье;
    • организация режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье;
    • выявление взаимосвязи девиантного поведения подростков с асоциальными пристрастиями родителей.
    • выявление причин отклонений в поведении;
    • беседы социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, администрации школы с подростком;
    • приглашение на школьный Совет по профилактике;
    • беседы инспектора ОДН;
    • вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
    • проведение индивидуальных занятий с категорией таких школьников.
    • реализация системы воспитательной работы школы;
    • проведение мероприятий совместно с сотрудниками ОВД, ГИБДД, прокуратуры, социальными службами, медицинскими работниками;
    • организация правового всеобуча;
    • проведение мероприятий по формированию личностных, нравственных и гражданских качеств у школьников;
    • проведение бесед по профилактике вредных привычек.

    При отсутствии результативности данной работы организуется заседание «Совета профилактики» МБОУ «СОШ №9».

    Приемы индивидуальной работы с неблагополучными семьями:

    1. убеждение - разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка;

    2. моральная поддержка – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;

    3. вовлечение в интересную деятельность - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы:

    4. готовность сопереживать - это часто отсутствует в неблагополучных семьях;

    5. нравственное упражнение по формированию нравственных качеств.

    Основные функции классного руководителя

    в работе с неблагополучной семьёй и детьми  из неблагополучных семей:

    1. Создать благоприятную обстановку в классе вокруг учащегося из неблагополучной семьи.

    2. Установить отношения партнерства и сотрудничества с неблагополучной семьей.

    3. Планировать работу с неблагополучными семьями.

    4. Создать банк данных о неблагополучных семьях и детях из неблагополучных семей, обучающихся в классе.

    5. Создавать и реализовывать индивидуальные планы воспитания детей из неблагополучных семей.

    6. Работать с учащимися группы по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.

    7. Быть инициатором создания индивидуального маршрута в обучении детей из неблагополучных семей.

    8. Вовлекать ребенка из неблагополучной семьи в объединения по интересам, в том числе в занятость выходного дня.

    9.  В случае необходимости быть инициатором активных действий по защите прав ребенка.

    Характеристика школьников с отклоняющимся поведением, проживающих

    в неблагополучных семьях:

    Характерными чертами неблагополучных семей является внутренняя нестабильность, не осознание возможностей удовлетворения своих потребностей в семье, отсутствие единых ориентаций. Дети не всегда способны успешно преодолеть стрессовые ситуации, поэтому перед всем педагогическим коллективом встаёт вопрос о том, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совпадать с негативными эмоциональными переживаниями. В силу своих возрастных особенностей дети оказываются особенно восприимчивыми к негативным социальным воздействиям. Девиантное поведение школьников – это совершение отдельных поступков или системы поступков, противоречащих нормам социального поведения в обществе. Условно девиантное поведение можно разделиться на следующие уровни:

    Отклоняющееся поведение неустойчивых обучающихся: отклонения в их поведении появляются случайно, при неблагоприятных обстоятельствах. Наблюдается временное, избирательно негативное отношение к воспитанию. Направленность этих детей носит характер временной увлеченности полезным делом (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются «2» и «5»); ярко проявляется один устойчивый недостаток – слабая самокритичность и требовательность к себе.

    Эгоцентричные обучающиеся с негативным отношением к школе, к воспитательному влиянию, у которых преобладает направленность на себя и формируется устойчивая эгоистичная позиция в жизни. Обнаруживаются пробелы в нравственном или умственном развитии. При неблагоприятных обстоятельствах проявляются 2-3 серьезных недостатка. Преобладает завышенная самооценка, уровень требовательности к другим выше, чем к себе.

    Обучающиеся, стоящие у грани правонарушения. Это дети с негативным отношением к воспитательному процессу, к нормам морали, к коллективу сверстников. У них ярко выражена отрицательная направленность. В умственном, нравственном и волевом развитии у них допущены серьезные пробелы, которые делают психику болезненной (обостренное самолюбие, нездоровые потребности и др.)

    Особенности проявления девиантного поведения у младших школьников. Среди разновидностей девиантного поведения, проявляющихся у обучающихся младшего школьного возраста выявлено:

    - непослушание, которое является наиболее «популярным» проявлением девиантного поведения;

    - шалость, которую можно, по сути, считать безобидным проявлением, т.к. в ней отображаются активность и креативность ребенка. Ее специфика состоит в том, что она носит положительный характер, является безвредной и, как правило, социально неопасной;

    - озорство точно также позволяет проявиться креативности и активности ребенка, однако, в данном случае нарушение правил и норм происходит уже осознанно, и налицо причиняемый окружающим умышленный вред;

    - проступок носит социально опасный характер. В отличие от других, более «легких» форм девиантного поведения, зачастую является спланированным заранее. Как правило, совершается неоднократно, что дает право полагать о формировании определенных черт характера ребенка;

    - негативизм представляет собой необоснованное сопротивление влиянию и действиям окружающих.

    В настоящее время встречается такие поведенческие проявления девиантного поведения, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги, побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество).

    Итак, девиантное поведение – поведение, не соответствующее правилам и нормам, установленным в официальном порядке или сложившимся традиционно в обществе. Для эффективного взаимодействия с родителями важен личностно-ориентированный, адресный, индивидуальный подход, когда учитываются запросы семьи и конкретные проблемы развития и обучения ребенка.

    В деятельности классного руководителя ключевым аспектов является своевременное выявление детей, проживающих в неблагополучных семьях.

    Характеристика школьников с отклоняющимся поведением, проживающих в неблагополучных семьях:

    Характерными чертами неблагополучных семей является внутренняя нестабильность, не осознание возможностей удовлетворения своих потребностей в семье, отсутствие единых ориентаций. Дети не всегда способны успешно преодолеть стрессовые ситуации, поэтому перед всем педагогическим коллективом встаёт вопрос о том, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совпадать с негативными эмоциональными переживаниями. В силу своих возрастных особенностей дети оказываются особенно восприимчивыми к негативным социальным воздействиям. Девиантное поведение школьников – это совершение отдельных поступков или системы поступков, противоречащих нормам социального поведения в обществе. Условно девиантное поведение можно разделиться на следующие уровни:

    Отклоняющееся поведение неустойчивых обучающихся: отклонения в их поведении появляются случайно, при неблагоприятных обстоятельствах. Наблюдается временное, избирательно негативное отношение к воспитанию. Направленность этих детей носит характер временной увлеченности полезным делом (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются «2» и «5»); ярко проявляется один устойчивый недостаток – слабая самокритичность и требовательность к себе.

    Эгоцентричные обучающиеся с негативным отношением к школе, к воспитательному влиянию, у которых преобладает направленность на себя и формируется устойчивая эгоистичная позиция в жизни. Обнаруживаются пробелы в нравственном или умственном развитии. При неблагоприятных обстоятельствах проявляются 2-3 серьезных недостатка. Преобладает завышенная самооценка, уровень требовательности к другим выше, чем к себе.

    Обучающиеся, стоящие у грани правонарушения. Это дети с негативным отношением к воспитательному процессу, к нормам морали, к коллективу сверстников. У них ярко выражена отрицательная направленность. В умственном, нравственном и волевом развитии у них допущены серьезные пробелы, которые делают психику болезненной (обостренное самолюбие, нездоровые потребности и др.)

    Особенности проявления девиантного поведения у младших школьников. Среди разновидностей девиантного поведения, проявляющихся у обучающихся младшего школьного возраста выявлено:

    - непослушание, которое является наиболее «популярным» проявлением девиантного поведения;

    - шалость, которую можно, по сути, считать безобидным проявлением, т.к. в ней отображаются активность и креативность ребенка. Ее специфика состоит в том, что она носит положительный характер, является безвредной и, как правило, социально неопасной;

    - озорство точно также позволяет проявиться креативности и активности ребенка, однако, в данном случае нарушение правил и норм происходит уже осознанно, и налицо причиняемый окружающим умышленный вред;

    - проступок носит социально опасный характер. В отличие от других, более «легких» форм девиантного поведения, зачастую является спланированным заранее. Как правило, совершается неоднократно, что дает право полагать о формировании определенных черт характера ребенка;

    - негативизм представляет собой необоснованное сопротивление влиянию и действиям окружающих.

    В настоящее время встречается такие поведенческие проявления девиантного поведения, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги, побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество).

    Итак, девиантное поведение – поведение, не соответствующее правилам и нормам, установленным в официальном порядке или сложившимся традиционно в обществе.

    Особое внимание должно уделяться созданию развивающей социальной среды за счет включения обучающегося из неблагополучной семьи в социально значимую, одобряемую и важную для него деятельность. В качестве развивающей социальной среды могут выступить поддерживающая семья или творческая студия, сообщества в социальных сетях, которые предполагают определенные условия для самореализации, что позволит снизить вероятность проявления энергии в негативных формах активности (девиации). При этом важно соблюдать принципы личной ответственности за круг своих обязанностей в деятельности, контроля за ее осуществлением, общественной оценки ее результатов.

    Индивидуальная работа с подростками «группы риска». Работа в этом направлении предполагает:

    В работе с неблагополучными семьями значимым является включение в процесс сопровождения педагогов-психологов.

    Одной из сфер самореализации школьников из неблагополучной семьи может стать досуговое пространство. Важно на основе интересов и склонностей обучающихся вовлекать в их творческие кружки, секции, как на базе школы, так и в городских учреждениях дополнительного образования, при этом осуществлять контроль посещения. Эффективно включение в продуктивно-творческую, спортивную и художественную деятельность, которая, например, предполагает съемку видео продуктов, волонтёрская деятельность, где обучающийся имеет возможность приобрести позитивный опыт разрешения сложных ситуаций, а также реализовать ведущие потребности подросткового возраста (социальное признание, самоутверждение и самореализация). Неудовлетворение этих потребностей расценивается как фактор риска формирования отклоняющихся форм поведения. В результате вовлечения обучающегося с девиантным поведением в кружковую деятельность происходит его социализация, а также формируются личностно-нравственные качества, развиваются творческие способности, коммуникативные навыки, происходит приобщение к культурным ценностям.

    Предупредительно-профилактическая деятельность с детьми осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности через: 

     

    Традиционные благотворительные акции «Новогодний подарок ребенку!» для детей из малообеспеченных семей 

    Ежегодная акция «Помоги пойти учиться», профилактические встречи школьников с сотрудником ПДН

    Для эффективного взаимодействия с родителями важен личностно-ориентированный, адресный, индивидуальный подход, когда учитываются запросы семьи и конкретные проблемы развития и обучения ребенка.

    Особенности сопровождения детей из неблагополучных семей в условиях дистанционного обучения. Получение образования несовершеннолетними с использованием дистанционной формы, находящимися в социально-опасном положении организовано различными способами:

    • на образовательных платформах: Zoom, Российская электронная школа, Учи-ру, ЯКласс, Youtube и др.;
    • через мессенджеры и социальные сети (ВКонтакте, ватсап, вайбер,  эл.почта  и др.);  
    • электронный журнал;
    • посредством бесконтактной передачи и сбора материалов (ящики в школе);
    • обеспечение индивидуального сопровождения классными руководителями для детей, испытывающих трудности в обучении (1раз в неделю очно в школе при соблюдении санитарных норм).

    Успеваемость обучающихся, находящихся в социально-опасном положении, контролируется классными руководителями через электронный журнал, взаимодействие с учителями-предметниками, службой сопровождения (консультативная помощь, профилактические беседы, посещение квартир), администрацией (1раз в неделю передача информации для формирования списка проблемных семей, профилактические беседы, представление документов в КДН, органы опеки).

    В процессе контроля за успеваемостью несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении в МБОУ «СОШ №9» сложилась следующая практика. С началом дистанционного обучения классные руководители подают заместителю директора по УВР информацию об условиях получения образования в семье (наличие техники и т.д.) по следующей форме:

     ФИО ученика

    многодет.

    Категория семьи (малообеспеч., учет и т.д.)

    Наличие компьютера, ноутбука

    Занимаются      с телефона

    братья, сестры, обучающиеся в нашей школе

    Братья, сестры, обучающиеся в других школах города

    Ежедневный контроль успеваемости школьников детей в условиях СОП обеспечивают классные руководители.

    Еженедельно классные руководители составляют отчет по детям, испытывающим трудности обучения, в том числе в СОП и ОВЗ, и в пятницу до 11.00 отправляют заместителю директора по УВР, курирующему вопросы социально-педагогической профилактики по следующей форме:

    № п/п

    ФИО ребенка, испытывающего трудности на дистанционном образовании

    Состоит ли школьник на учете? (ВШУ, КДН, ПДН, СОП, дети в замещающих семьях, дети с ОВЗ, иное)

    Как организовано обучение (есть компьютер, по телефону, через мессенджеры)

    Как выполняется домашнее задание (регулярно, не менее 2х раз в неделю, 1 раз в неделю, не выполняет вообще)

    Наличие контроля со стороны родителей, если его нет, то в какой ситуации находится ребенок

    Нужна ли помощь специалистов и какая

    Данная информация обобщается специалистами службы сопровождения, и принимаются меры в следующем порядке:

    Социальным педагогом в процессе телефонного разговора с родителем (законным представителем) выясняются условия получения дистанционного образования и причина тех или иных трудностей в обучении, предлагаются варианты решения сложившейся ситуации, данный факт оформляется протоколом «Совета профилактики»;

    Если ситуация повторяется и у школьника не изменяется ситуация в обучении, осуществляется выезд специалистов службы сопровождения на квартиру ученика (социальный педагог и/или заместитель директора по УВР) с соблюдением мер личной гигиены в период эпидемии, данный факт оформляется «Актом обследования ЖБУ».

    РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Выстроенная система профилактической работы с неблагополучной семьей позволяет получать стабильные результаты: 

    Положительные эффекты сопровождения неблагополучной семьи в условиях школы:

    • По каждому ребенку из неблагополучной семьи составлены планы индивидуальной воспитательно-профилактической работы, для категории СОП – организовано межведомственное взаимодействие. Кроме ежедневного контроля опозданий и посещения учебных занятий детьми из неблагополучных семей, контроля успеваемости, поведения на уроках и переменах, внешнего вида, ведется сбор информации об учащихся, о посещении внеурочной деятельности и дополнительных кружков, и секций. Заполняются карты наблюдения, составлены характеристики.
    • Совместно с классными руководителями посещались неблагополучные семьи, где родители не обеспечивают надлежащих условий для жизни и здоровья ребенка, уклоняются от их воспитания, семьи СОП, ТЖС, где учащиеся пропускают учебные занятия без уважительной причины. Так, по итогам 2019-2020 уч.года 26 посещений + посещение замещающих семей (21 семья).
    • В школе систематически проводятся заседание «Совета профилактики» правонарушений несовершеннолетними. На заседаниях Совета не только рассматриваются те или иные правонарушения, а также оказывается консультативная помощь родителям в поисках приемлемых форм взаимоотношения родителей с подростками. Проведено в 2019-2020 учебном году 42 заседания (кол-во учащихся, прошедших через Совет профилактики в этом учебном году – 85 чел.), на которых были заслушаны учащихся и их родители, совершающие правонарушения и нарушающие Устав школы, в том числе и из неблагополучных семей.

    Кроме Совета профилактики социальным педагогом в течение 2019-2020 учебного года проводились индивидуальные беседы с родителями неблагополучных семей, где разъяснялись их права и обязанности по содержанию, обучению и воспитанию детей, давались рекомендации: о режиме дня, как правильно готовить домашнее задание, как поощрять ребенка в семье, как разрешить конфликт с собственным ребенком, как правильно организовать досуг. Разъяснялась информация о социальных правах и гарантиях ребенка (12 бесед).

    Таким образом, результативность профилактической работы с семьями подростков с девиантным поведением зависит от сочетания прямого и опосредованного воздействия на семью. Если первый путь осуществляется школой и общественностью и направлен на совершенствование общекультурного и педагогического уровня родителей через систему педагогического просвещения, вовлечение родителей в общественно значимую деятельность, то опосредованный путь воздействия осуществляется через подростков, через организацию совместной деятельности и общения детей и взрослых в семье, в школе, по месту жительства.

    Способы/средства/инструменты измерения результатов образовательной практики:

    - статистические материалы социального педагога;

    - информация от учреждений системы профилактики по работе с неблагополучной семьей;

    - рефлексивные семинары/совещания/планерки управленческих команд, команд сопровождения неблагополучной семьи.

    С какими проблемами и трудностями пришлось столкнуться при реализации:

    - Отсутствие взаимопонимания и взаимоуважения между детьми и родителями в неблагополучных семьях, в результате не устраняются причины различных асоциальных проявлений в виде отклоняющегося поведения школьников.

    - Сложности в «извлечение» школьников из неблагополучных семей из асоциального круга общения сверстников, так как только в них себя подростки чувствуют уверенными и принятыми.

    - Низкий уровень родительской ответственности в вопросах воспитания и образования детей, что обусловлено действующим законодательством и изменениями в обществе духовно-нравственных ориентиров.

    Рекомендации тем, кого заинтересовала практика:

    1) Четкий план работы с неблагополучной семьей, с конкретно указанной ответственностью каждого специалиста и сроками.

    2) Согласованность действий всех участников процесса сопровождения неблагополучной семьи.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie