ЛУЧШИЙ ОПЫТ
по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
«Средняя общеобразовательная школа №9 города Лесосибирска»
Название практики: Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних посредством включения в волонтерскую деятельность
Авторы-составители: социальный педагог Татьяна Васильевна Комарова, педагог организатор Алсу Фаридовна Рау, заместитель директора по УВР Елена Ивановна Давлетгареева
ОПИСАНИЕ ПРАКТИКИ
Проблема, на которую нацелено решение практики:
Проблема работы педагогов с детьми, относящимися к группе риска одна из самых важных и актуальных в современной России, так как в последнее время отмечается рост количества правонарушений несовершеннолетних на фоне снижения родительской ответственности. Исторические аспекты становления волонтерской деятельности в России и за рубежом показывают, что участие в данной деятельности содействует приобщению к духовно-нравственным гуманистическим ценностям, положительным изменениям в формировании личностных качеств, так как волонтерская деятельность по своей сути имеет гуманистические ценностные основания. Данная деятельность является источником нравственного воспитанию подрастающего поколения, возрождение традиционных ценностей: отзывчивость, гуманность, справедливость, милосердие и других. В связи с этим мы считаем, что включение детей в волонтёрскую деятельность позволяет научиться отвечать за свои поступки перед обществом и семьей, самостоятельно действовать, проявлять инициативу и самостоятельность в решении социальных задач в рамках возраста.
Цели, задачи на которые направлена практика:
Цель: формирование духовно-нравственных ценностей, гражданских позиций у детей несовершеннолетних, в том числе и группы риска посредством включения в волонтерскую деятельность.
Задачи:
- Вовлекать обучающихся группы риска в волонтерскую деятельность через систему дополнительного образования (программа деятельности волонтерского отряда «Доброе сердце»).
- Формировать у школьников навыки позитивного общения, конструктивного поведения и продуктивного взаимодействия через планирование, реализацию добрых дел.
- Осуществлять мониторинг качества профилактической работы посредством волонтерской деятельности с детьми группу риска.
Целевая аудитория - обучающиеся 1-11 класс, в том числе школьники группы риска.
Основная идея, суть: Включение в волонтерскую деятельность обучающихся группы риска для профилактики асоциального поведения в обществе, формированию у них навыков социально-гражданской активности. В школе действует волонтерский отряд «Доброе сердце», сформированный актив которого обладает воспитательным потенциалом – дети обладают такими качествами как добродушие, ответственность, терпимость, желание помогать. В рамках профилактической работы появилась идея приобщать к волонтерской деятельности детей группы риска. Вначале это разовые дела, позднее деятельность становится планомерной и систематической. В ходе сотрудничества детей группы риска с волонтерами-активистами отряда «Доброе сердца» организуются и проводятся добрые дела. Данная деятельность способствует развитию адаптивных качеств детей группы риска, формированию личной ответственности за микросоциум и побуждению к добрым делам.
Теоретическое обоснование:
Профилактическая работа в МБОУ «СОШ №9 г. Лесосибирска» осуществляется в соответствии со следующей нормативной базой.
• Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный закон от 24.06.1999 года ФЗ-№120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
• Федеральный закон от 24.07.98 №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
• Положение о деятельности волонтерского отряда «Доброе сердце».
• Устав МБОУ «СОШ №9» г.Лесосибирска и другие локальные акты.
С сентября 2021 года школой принята рабочая Программа воспитания, нацеленная на формирование социальной активности детей младшего школьного возраста, в том числе и посредством волонтерской деятельности. Программа представлена на официальном сайте школы в разделе «Воспитательная работа», вкладка «Рабочая программа воспитания». Целью волонтерской деятельности является создание организационно – педагогических условий для профессионального, социального, личностного самоопределения, развития и самореализации несовершеннолетних школьников. Задачи волонтерской деятельности представлены следующим образом:
Принципы волонтерской деятельности:
Принцип |
Характеристика |
Добровольность |
Данный вид деятельности всегда осуществляется по инициативе самого волонтера, ни один человек не может быть принуждён заниматься волонтерством. |
Безвозмездность |
Волонтерская деятельность осуществляется бесплатно и не является альтернативой классической форме занятости. |
Уважение |
Волонтер принимает и уважает особенности каждого человека |
Ответственность |
Волонтер отвечает за качество своей работы и сроки её выполнения. |
Самосовершенствование |
Волонтер постоянно совершенствуется, т.е., это может быть, как обучение, чтение книг, посещение семинаров, лекций и др. |
Нравственность |
Волонтер знает и соблюдает нормы этики, морали и поведения в обществе. |
Равенство |
Участие волонтеров в деятельности происходит на равных основаниях без ущемления в правах |
Для реализации вышеуказанных задач и принципов необходимо соблюдать ряд педагогических условий, обеспечивающих эффективность педагогических процессов на различных уровнях образования.
Анализ научной литературы, посвященной изучению организации волонтерской деятельности в образовательной организации, выделяет следующие условия:
- Специальная подготовка педагогов, способных управлять образовательным процессом, развивать у школьников, в том числе детей группы риска навыки активного гражданского действия, социального и политического участия в решении проблем общества;
- Обеспечение принципа добровольности при вовлечении школьников в общественно - полезную деятельность, в том числе детей группы риска;
- Обеспечение субъектной позиции школьников, в том числе детей группы риска, в освоении опыта волонтерской деятельности;
- Учет возрастных особенностей детей школьного возраста, в том числе детей группы риска;
- Целенаправленная педагогическая поддержка волонтерской деятельности детей школьного возраста, направления на усилие личностного роста, поощрение конструктивного межличностного общения и взаимодействия, содействие самоопределению ее участников, в том числе детей группы риска.
Вышеуказанные педагогические условия могут применяться в различных видах волонтерской деятельности:
Социальное волонтерство - самое широкое из направлений, поскольку в эту группу могут быть включены самые разные общественно - полезные вещи: помощь инвалидам, пожилым людям, бездомным и другим социально незащищенным категориям. Например, во многих домах-интернатах для престарелых и инвалидов уже много лет постоянными стали утренники, творческие мероприятия и тематические вечера, которые волонтеры проводят бесплатно.
Экологическое волонтерство – включает в себя деятельность по охране окружающей среды и формированию экологической культуры в обществе. Например, в рамках экологического волонтерства школьники участвуют в таких мероприятиях, как сбор и сортировка мусора, уборка в парках и лесах, посадка деревьев, помощь бездомным животным, изготовление скворечников, кормление птиц зимой. Такая деятельность помогает не только улучшить обстановку в школе или городе, но и получить определенные знания и навыки в природоохранной деятельности.
Спортивное волонтерство - это деятельность, в которой участвуют взрослые волонтеры, и поэтому вовлечение младших школьников довольно сложно. Однако дети могут участвовать в качестве волонтеров в конкурсах в своей школе. Например, обучающиеся 3-4 классов могут помочь организовать соревнования между младшими школьниками 1-2 классов или организовать спортивный праздник среди своих сверстников.
Гражданско-правовое волонтерство - это деятельность, в рамках которой оказывается помощь в организации крупномасштабных гражданско-правовых мероприятий. Например, участие в разработке и съемке патриотического фильма от школы на городской форум, конкурс.
Гражданско-патриотическое, спортивное и культурное волонтерство – это те сферы волонтерской деятельности, где дети младшего школьного возраста могут оказывать неофициальную посильную помощь старшим волонтёрам или же присутствовать в качестве зрителей, тем самым получая опыт и знания с помощью наблюдений и общения.
Из рассмотренных нами направлений волонтерской деятельности не все обучающиеся группы риска могут быть применены в воспитательном процессе. Это связано с тем, что у детей данной категории еще нет полноценно сформированного чувства ответственности, эффективных навыков коммуникации. Следовательно, школьники группы риска могут пробовать себя в формах волонтерства либо внутри школы, либо в среде города, но лишь в социально безопасной среде. Волонтерская деятельность призвана выполнять функцию нравственного воспитания, возрождения традиционных ценностей в детской среде, таких как милосердие, справедливость, человечность, отзывчивость и другие. Считаем, что гражданско-патриотическое, спортивное и культурное волонтерство – это те сферы, где дети группы риска могут оказывать эффективную посильную помощь руководителю группы волонтеров или присутствовать в качестве участников, получая опыт и знания с помощью наблюдений, общения, взаимодействия.
Через какие средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.) реализуется практика
В МБОУ «СОШ № 9» более 10 лет работает отряд волонтеров «Доброе сердце». Деятельность данного отряда регламентирована «Положением о деятельности волонтерского отряда «Доброе сердце», последние изменения внесены 28.08.2019 года, приказ 01-04-163. Данное положение представлено на официальном сайте школы в разделе «Воспитательная работа» (Положение о волонтерском отряде Доброе сердце). В Положении определена цель деятельности волонтёрского отряда – формирование общепринятых духовно-нравственных ценностей, активной гражданской позиции школьников. Волонтерский отряд – это объединение школьников – добровольцев, участвующих в творческой, социально-полезной, социально-значимой длительности.
Деятельность отряда направлена на создание условий для развития и реализации организаторского, творческого и интеллектуального потенциала социально-активных школьников. Волонтерский отряд создан и действует на основании добровольности, самоуправления и равноправности его членов – школьников. Вся работа волонтерского отряда осуществляется с учетом плана, составленного активом отряда в сентябре учебного года. План работы утверждается директором.
В 2022 году в рамках развития волонтерского движения с молодежным центром г. Лесосибирска заключено соглашение. В 2021-2022 учебном году начата работа по регистрации обучающихся, желающих заниматься волонтерской деятельностью на сайте «Добро. ру».
Волонтерский отряд «Доброе сердце» успешно сотрудничает с общественными организациями г. Лесосибирска: РО КК «Спиридоновский», Обществом защиты бездомных животных «СИМБА» г.Лесосибирска. Школьники могут стать волонтерами на долгий и короткий срок. Волонтерами на долгий срок становятся, как правило, старшеклассники, которые участвуют в совместном планировании деятельности, а стилем взаимоотношений с педагогами вступает равноправное партнерство. Это ответственные школьники, которые самостоятельно находят работу, стремится определять расписание и продолжительность своей работы, приспосабливают свое время и расход сил так, чтобы достигнуть успеха в решении школьной проблемы. Волонтерами на короткий срок становятся школьники, которые ориентированы на признание личного достижения, как правило, это дети группы риска. Ключевой момент в работе с таким волонтером - подготовка для него четкого задания, поддержание в нем уверенности, что время, которое он жертвует, направлено на достижение конкретных результатов.
Сотрудничество с центром «Спиридоновский» проявляется в виде оказания помощи в проведении праздничных мероприятий для постояльцев центра, оказании помощи в проведении торжественных дат. В период пандемии, когда существовали ограничения на проведении массовых мероприятий, волонтеры не прекращали свою деятельность, волонтеры младшего школьного возраста стали изготавливать своими руками открытки, а их родители приобретали фрукты – так старались поддержать психоэмоциональное состояние людей, которые проживают в стационарных условиях.
На постоянной основе в школе организуется акция «Прояви доброту», когда дети организуют сбор корма и лекарств для животных, которые потом отправляются в приют «Симба». В 2021 - 2022 учебном году реализован проект «Будка Добра», в ходе которого ученики на уроках технологии изготовили будку из фанеры для сбора гуманитарной помощи при проведении акций. А ученицы из волонтёрского отряда «Доброе сердце» под руководством руководителя данного отряда ее красочно расписали.
Сотрудничая с Домом ветеранов г. Лесосибирска, волонтеры для «жильцов» проводили детские концерты, приносили изготовленные собственными руками открытки, помогали в уборке комнат, в основном это дети группы риска. С Клубом ветеранов микрорайона «Центральный» связывают долговременные партнерские отношения: помощь в проведении тематических праздников «День пожилого человека», «День матери», «Новый год», «23 февраля» и «8 марта», сотрудничество в реализации проектов «Парта Героя», «Рассказы о войне» и т.д..
Каждый год в городе Лесосибирске проходит акция «Помоги пойти учиться» и наши волонтеры школы собирают необходимые канцелярские принадлежности. К этой акции присоединяются отзывчивые родители, делятся не только канцелярскими товарами, но и одеждой, в том числе и новой. Осенью 2020 года родитель одной из ученицы принесла в школу более 10 новых пуховиков и целый мешок разных вещей для девочек. Чаще всего «благодарители» желают не называть своих имен, и все-таки их доброта оставила след: неоднократная помощь нашим землякам в период пожаров, сбор средств тем, кто нуждается в лечении.
В последние пять лет в волонтерской деятельности МБОУ «СОШ № 9» г. Лесосибирска стали появляться новые виды безвозмездной помощи:
- Опыт волонтеров – экскурсоводов. С 2017 года начал работу школьный музей «Истоки», который действует в рамках программы дополнительной общеобразовательной программы школьный музей «Истоки». В учреждении имеется «Концепция развития школьного музея (музейной комнаты) «Истоки»», план работы, которые представлены на сайте школы (https://sh9-lesosibirsk-r04.gosweb.gosuslugi.ru/roditelyam-i-uchenikam/poleznaya-informatsiya/shkolnyy-muzey-istoki/). В 2022 году был представлен проект «Экскурсовод в сфере краеведческого туризма» в рамках конкурса «Профессиональное волонтерство». Данный проект не только познакомил волонтеров - экскурсоводов с основами профессиональной деятельности, но и позволил всем участникам окунуться в прекрасный мир прошлого малой родины. Среди данных детей треть была группа риска. Так, были созданы выставки: «Лесосибирск глазами детей», «В единстве – наша сила», «По следам боевой славы…». В общей сложности было проведено около 100 экскурсий (1250 школьников и дошкольников, 92 человека - педагоги, ветераны, воспитатели и родители).
- Опыт библио – волонтерства в школьном Библиотечно -информационном центре. Волонтеры участвуют в организации и проведении массовых мероприятий, помогают в выполнении традиционных библиотечных работ (ремонт книг, расстановка фонда) и т.д.. В данном волонтерстве принимают участие всего 1- 2 ребенка группы риска, которые привлекаются только с учетом его интересов к данном виду деятельности.
- Опыт волонтеров – медиаторов. В школе создана служба медиации, которая работает на основе «Положения о школьной службе медиации» (приказ 01-04-150\10 от 10.10.2017 года) (Положение о школьной службе медиации ). Волонтеры - медиаторы под руководством координатора ШСМ участвуют в организации и проведении профилактических мероприятий, направленных на формирование навыков конструктивного разрешения конфликтов, побуждения стремления к сотрудничеству и совместному созидательному делу. в данной группе участвуют в работе также дети группы риска, которые взаимодействуя с другими обогащаются новыми формами поведения, навыками конструктивного контакта через погружение в созидательную и творческую деятельность.
- Опыт волонтеров – вожатых. С 2021 году МБОУ «СОШ № 9» включилось в реализацию проекта Красноярского педагогического университета им. В.П.Астафьева через создания психолого-педагогического класса. Согласно «Положения о психолого-педагогическом классе», классный руководитель координирует деятельность обучающихся для прохождения профессиональной пробы в следующем формате:
1) Помощник классного руководителя;
2) Помощник учителя-предметника;
3) Помощник педагога-организатора;
4) Деятельность в школьном волонтерском отряде «Доброе сердце»;
5) Практика вожатства в пришкольном лагере.
В течение учебного года обучающиеся психолого-педагогического класса как волонтеры участвовали в проведении акции для первоклассников «Безопасный путь домой» совместно с инспектором ОГИБДД (сентябрь 2021). Инициативные группы десятиклассников участвовали в подготовке и проведении тематических классных часов «О здоровом питании» в виде викторины «Полезно-Неполезно» для учащихся 3-4х классов (ноябрь 2021); «Блокадный хлеб». Следовательно, волонтерская деятельность старшеклассников предоставляет им возможность получить первичный самостоятельный опыт в педагогической деятельности, поможет в нее «окунуться» и убедиться в ее достоинствах, определится в недостатках. Среди старшеклассников нет выраженной группы риска, однако есть дети, склонные проявлять ответственное отношение к обучению, включение именно их в волонтерскую деятельность создает для них ситуацию успеха, способствует самоопределению, мотивирует к повышению качества обучения.
5. Опыт волонтерства в пропаганде ЗОЖ. Школьники, которые увлекаются спортом, привлекаются волонтерами для организации спортивных соревнований. Старшеклассники помогают в судействе на «Спортивных состязаниях на знание ПДД «Я по улице шагаю!»» среди школьников 3-6х классов, которые проходили в рамках декады дорожной безопасности (март 2022); участвовали в организации и проведении соревнований в рамках Всероссийской акции «Физическая культура и спорт - альтернатива пагубным привычкам» (март 2022). В данную группу волонтеров с удовольствием включаются дети группы риска. Школьники участвуют в организации и проведении соревнований. Они участвуют в проведении акций, посвященных Всемирному дню борьбы со СПИДом, танцевальных флэш – мобов «СОХРАНИ ЖИЗНЬ», проведении бесед «Факторы, разрушающие здоровье», помогают в реализации проекта «Сдадим нормы ГТО».
Первым добрым делом волонтеров МБОУ «СОШ № 9» с регистрацией на сайте «DOBRO.RU» стала «Весенняя неделя добра» - ежегодная общероссийская добровольческая акция, которая проводится с 1997 года и формируется на основе социально – значимых мероприятий волонтерской направленности. Был составлен план мероприятий и выставлен на портале «DOBRO.RU» по основным направлениям: «Десант добра» в «Дом ветеранов», в Клуб ветеранов микрорайона «Центральный», центр «Спиридоновский», библиотека, «Школьная Служба медиации», организация помощи животным, пропаганда ЗОЖ и акция «Чистота - залог здоровья».
Функции волонтеров в рамках мероприятий в «Весеннюю неделю добра»: 1) волонтер по уходу за животными, 2) волонтер-консультант, 3) участник субботника, 4) помощник библиотекаря, 5) социальный работник на волонтерских началах.
Далее была доведена информация для детей и родителей для участия в «Весенней неделе добра» (Приложение А) через платформу «DOBRO.RU» (https://dobro.ru/event/10165297). Детям необходимо подать заявку в соответствии с той акцией, в которой участвует класс. При этом обращали внимание на то, что обучающийся может подать заявку только на одну акцию (Приложение Б).
Для оценки эффективности работы руководитель волонтерского отряда в рамках программы дополнительного образования осуществляет мониторинг сформированности социальной активности детей, в том числе детей группы риска. Для изучения характеристики социальной активности школьников используем критерии В.В.Зинченко:
Критерии |
Содержание |
Показатели |
Нормативный критерий |
характеризует овладение учащимися мировоззренческими, морально-нравственными понятиями и представлениями, понимание необходимости инициативного и самостоятельного участия в познавательной, трудовой, игровой и других видах общественно-значимой деятельности. |
степень адекватности сформированных представлений реальному миру; полнота морально-нравственных представлений, их осознанность; степень приближения представлений к уровню понятий |
Мотивационный критерий |
характеризует направленность социальной активности учащихся, степень ее соответствия интересам группы, коллектива. |
отношение учащихся к учебной и трудовой деятельности; проявление активности в этих видах деятельности; степень сформированности социальных мотивов учебной и трудовой деятельности, долга и ответственности |
Деятельностный критерий |
характеризует овладение учащимися практическими умениями в деятельности и общении |
степень сформированности умений общественной и совместной деятельности; способность контроля и оценки деятельности; способность к выполнению общественного поручения |
Статусный критерий |
характеризует позицию учащихся в системе внутригрупповых, внутриколлективных отношений |
отношение к коллективу; статус в группе; сформированности самооценки |
Для диагностики для оценки уровня сформированности социальной активности младших школьников используется следующий инструментарий:
Нормативный критерий Деятельностный критерий |
Лист наблюдения за поведением (по схеме) В. В. Зинченко |
Мотивационный критерий |
Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э. Туриелю в модификации Е. А. Кургановой и О. А. Карабановой) |
Статусный критерий |
Методика «Самооценка» (Т. В. Дембо - С. Я. Рубинштейн) |
Для распределения обучающихся по степени демонстрации ими социальной активности выделены следующие уровни:
- Оптимальный (высокий) уровень – характеризуется полным осознанием социальной важности активного включения во все виды деятельности; полным представлением о социальных нормах, образцах и правилах поведения в различных общностях; проявлением активно-творческого отношения к их выполнению; включенностью во все виды совместной и общественной деятельности; проявлением самостоятельности в планировании, контроле и оценке результатов деятельности; проявлением в деятельности самостоятельности, ответственности, инициативности; популярностью у одноклассников; положительным отношением к коллективу.
- Средний уровень – характеризуется недостаточным осознанием социальной важности активного включения в деятельность; поверхностным представлением о социальных нормах и правилах поведения в ближайшей социальной среде; проявлением репродуктивного отношения к их выполнению; наличием преимущественно негативных эмоциональных переживаний от выполнения деятельности; участием в совместной и общественной деятельности по принуждению; недостаточной способностью планирования, контроля и оценки результатов деятельности, редким проявлением в деятельности социально ценных качеств: самостоятельности, ответственности, инициативности; неадекватной самооценкой личности; средним статусом в группе; неопределенным, противоречивым отношением к коллективу.
- Низкий уровень – характеризуется слабым осознанием активного участия в деятельности; недостаточным представлением о социальных нормах и правилах поведения в ближайшей социальной среде; низкой готовностью к достижению определенных результатов в познавательной деятельности; преобладанием узко социальных мотивов учебной и трудовой деятельности; отрицательными эмоциональными переживаниями от выполнения различных видов деятельности; участием в совместной и общественной деятельности по принуждению; слабо сформированной способностью планирования, контроля и оценки результатов деятельности; очень редким проявлением в деятельности социально ценных качеств; неадекватной самооценкой личности; низким статусом в группе; отрицательным отношением к коллективу.
- 100% обучающихся-волонтеров, в том числе дети группы риска участвуют в добрых делах согласно плана мероприятий;
- 100% обучающиеся-волонтеры, в том числе дети группы риска не пропускают занятия без уважительной причины;
- увеличение количества детей группы риска, включенных в деятельность волонтёрского отряда «Доброе сердце».
Какие результаты обеспечивает практика:
Анализ включенности детей группы риска в волонтерский отряд «Доброе сердце» за 3 года:
Учебный год |
Дети, состоящие на разных видах учета |
дети, состоящие на ВШК |
2019- 2020 уч.год |
2 |
4 |
2020- 2021 уч.год |
4 |
6 |
2021- 2022 уч.год |
11 |
8 |
Мониторинг сформированности социальной активности у школьников волонтерского отряда в течение 2021-2022 учебного года, в том числе и детей группы риска:
Диагностика |
Уровень сформированности(начало уч.года – конец уч.года) |
|||||
низкий |
средний |
высокий |
||||
I |
II |
I |
II |
I |
II |
|
Лист наблюдения по В. В. Зинченко (нормативный критерий) |
30% |
13% |
56% |
30% |
15% |
57% |
Лист наблюдения по В.В. Зинченко (деятельный критерий) |
32% |
15% |
55% |
58% |
13% |
27% |
«Оцени поступок» (по Э. Туриелю в модификации Е. А. Кургановой и О. А. Карабановой (конвенциальные) |
33% |
14% |
48% |
48% |
19% |
38% |
«Оцени поступок» (по Э.Туриелю в модификации Е. А. Кургановой и О.А. Карабановой (моральные) |
26% |
11% |
52% |
45% |
22% |
44% |
«Самооценка» (Т. В.Дембо – С.Я.Рубинштейн) (уровень самооценки) |
22,2% |
3,7% |
11,1% |
7,4% |
66,7% |
74% |
«Самооценка» (Т. В.Дембо – С.Я.Рубинштейн) (уровень притязаний) |
3,8% |
3,8% |
14,8% |
14,8% |
81,4% |
88,9% |
Качественный анализ деятельности детей, включенных в волонтерскую деятельность, отражает их заинтересованность в работе и сотрудничестве с окружающими, в том числе у детей группы риска.
Список использованных источников:
- Бодренкова, Г. П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике / Г. П. Бодренкова // Российский центр развития добровольчества. – 2013. – Серия : Российская школа эффективного добровольчества. – С. 311 – 325
- Иванов, А. В. Методика формирования социальной активности учащегося: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А. В. Иванов. – Москва : Академия. – 2013. – 172 с.
- Ильина, Н. В. Опыт организации волонтерского движения в общеобразовательном учреждении / Н. В. Ильина, И. И. Прошина // Гуманитарные науки. - №2. – Москва: Вестник КРАУНЦ. – 2017. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-organizatsii-volonterskogo-dvizheniya-v-obscheobrazovatelnom-uchrezhdenii (дата обращения: 22.03.2022).
ПРИЛОЖЕНИЕ А
План добрых дел в рамках «Весенней недели добра» (18.04. – 22.04.2022)
Мероприятие |
Деятельность |
Классы |
«Будка добра» |
Сбор помощи бездомным животным (корм, лекарства, предметы гигиены, игрушки и т.д.) |
1 - 11 класс |
«О добрых делах от детей детям» |
Агитбригады о волонтерской деятельности школы |
1 - 4 класс |
«Помоги старшему поколению» |
Выход в дом ветеранов (уборка помещений, выброс мусора, покупка продуктов и т.д.) |
Участники волонтерского отряда «Доброе сердце» |
«Библио - день» |
Помощь педагогам – библиотекарям в составлении тематического стенда, посвященные ВОВ 1941 - 1945 |
библио - волонтеры |
Экскурсия «По следам боевой славы», посвященная ВОВ 1941 - 1945 |
Участники школьного музея «Истоки» ведут активную подготовку к экскурсии |
Волонтеры школьного музея |
«Субботник» |
Уборка территории школы |
1 - 11 класс |
Акция «Покорми птицу» |
Прикорм птиц на школьной территории (изготовление кормушек при необходимости) |
1 - 6 классы |
«Тебе герой отечества» |
Создание поздравительных открыток к празднику 9 мая |
1 - 4 классы |
«Важен каждый» |
Создание рисунков (тематика «Добро») для жителей центра «Спиридоновский» |
5 - 6 классы |
«Мы за ЗОЖ» |
Создание буклетов о ЗОЖ (включение в листовку списка спортивных секций) |
8 классы |
«Ты не один» |
Школьная служба примирения (беседы о добре, терпимости) |
9 классы |
«Нет пагубным привычкам!» |
Профилактика социально негативных явлений (создание буклетов, информационные листовки, информационные минутки) |
1 - 11 классы |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Приложение «Добро.ру»