Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №9 города Лесосибирска"
город Лесосибирск, Красноярский край
  • Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних посредством включения в волонтерскую деятельность

    ЛУЧШИЙ ОПЫТ

    по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении

    «Средняя общеобразовательная школа №9 города Лесосибирска»

    Название практики: Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних посредством включения в волонтерскую деятельность

    Авторы-составители: социальный педагог Татьяна Васильевна Комарова, педагог организатор Алсу Фаридовна Рау, заместитель директора по УВР Елена Ивановна Давлетгареева

    ОПИСАНИЕ ПРАКТИКИ

    Проблема, на которую нацелено решение практики:

    Проблема работы педагогов с детьми, относящимися к группе риска одна из самых важных и актуальных в современной России, так как в последнее время отмечается рост количества правонарушений несовершеннолетних на фоне снижения родительской ответственности. Исторические аспекты становления волонтерской деятельности в России и за рубежом показывают, что участие в данной деятельности содействует приобщению к духовно-нравственным гуманистическим ценностям, положительным изменениям в формировании личностных качеств, так как волонтерская деятельность по своей сути имеет гуманистические ценностные основания. Данная деятельность является источником нравственного воспитанию подрастающего поколения, возрождение традиционных ценностей: отзывчивость, гуманность, справедливость, милосердие и других. В связи с этим мы считаем, что включение детей в волонтёрскую деятельность позволяет научиться отвечать за свои поступки перед обществом и семьей, самостоятельно действовать, проявлять инициативу и самостоятельность в решении социальных задач в рамках возраста.

    Цели, задачи на которые направлена практика:

    Цель: формирование духовно-нравственных ценностей, гражданских позиций у детей  несовершеннолетних, в том числе и группы риска посредством включения в волонтерскую деятельность.

    Задачи:

    • Вовлекать обучающихся группы риска в волонтерскую деятельность через систему дополнительного образования (программа деятельности волонтерского отряда «Доброе сердце»).
    • Формировать у школьников навыки позитивного общения, конструктивного поведения и продуктивного взаимодействия через планирование, реализацию добрых дел.
    • Осуществлять мониторинг качества профилактической работы посредством волонтерской деятельности с детьми группу риска.

    Целевая аудитория - обучающиеся 1-11 класс, в том числе школьники группы риска. 

    Основная идея, суть: Включение в волонтерскую деятельность обучающихся группы риска для профилактики асоциального поведения в обществе, формированию у них навыков социально-гражданской активности. В школе действует волонтерский отряд «Доброе сердце», сформированный актив которого обладает воспитательным потенциалом – дети обладают такими качествами как добродушие, ответственность, терпимость, желание помогать. В рамках профилактической работы появилась идея приобщать к волонтерской деятельности детей группы риска. Вначале это разовые дела, позднее деятельность становится планомерной и систематической. В ходе сотрудничества детей группы риска с волонтерами-активистами отряда «Доброе сердца» организуются и проводятся добрые дела. Данная деятельность способствует развитию адаптивных качеств детей группы риска, формированию личной ответственности за микросоциум и побуждению к добрым делам. 

    Теоретическое обоснование:

    Профилактическая работа в МБОУ «СОШ №9 г. Лесосибирска» осуществляется  в соответствии со следующей нормативной базой.

    •          Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    •          Федеральный закон от 24.06.1999 года ФЗ-№120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

    •          Федеральный закон от 24.07.98 №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

    •          Положение о деятельности волонтерского отряда «Доброе сердце».

    •          Устав МБОУ «СОШ №9» г.Лесосибирска и другие локальные акты.

    С сентября 2021 года школой принята рабочая Программа воспитания, нацеленная на формирование социальной активности детей младшего школьного возраста, в том числе и посредством волонтерской деятельности. Программа представлена на официальном сайте школы в разделе «Воспитательная работа», вкладка «Рабочая программа воспитания». Целью волонтерской деятельности является создание организационно – педагогических условий для профессионального, социального, личностного самоопределения, развития и самореализации несовершеннолетних школьников. Задачи волонтерской деятельности представлены следующим образом:

    Принципы волонтерской деятельности:

    Принцип

    Характеристика

    Добровольность

    Данный вид деятельности всегда осуществляется по инициативе самого волонтера, ни один человек не может быть принуждён заниматься волонтерством.

    Безвозмездность

    Волонтерская деятельность осуществляется бесплатно и не является альтернативой классической форме занятости.

    Уважение

    Волонтер принимает и уважает особенности каждого человека

    Ответственность

    Волонтер отвечает за качество своей работы и сроки её выполнения.

    Самосовершенствование

    Волонтер постоянно совершенствуется, т.е., это может быть, как обучение, чтение книг, посещение семинаров, лекций и др.

    Нравственность

    Волонтер знает и соблюдает нормы этики, морали и поведения в обществе.

    Равенство

    Участие волонтеров в деятельности происходит на равных основаниях без ущемления в правах

    Для реализации вышеуказанных задач и принципов необходимо соблюдать ряд педагогических условий, обеспечивающих эффективность педагогических процессов на различных уровнях образования.

    Анализ научной литературы, посвященной изучению организации волонтерской деятельности в образовательной организации, выделяет следующие условия:

    • Специальная подготовка педагогов, способных управлять образовательным процессом, развивать у школьников, в том числе детей группы риска навыки активного гражданского действия, социального и политического участия в решении проблем общества;
    • Обеспечение принципа добровольности при вовлечении школьников в общественно - полезную деятельность, в том числе детей группы риска;
    • Обеспечение субъектной позиции школьников, в том числе детей группы риска, в освоении опыта волонтерской деятельности;
    • Учет возрастных особенностей детей школьного возраста, в том числе детей группы риска;
    • Целенаправленная педагогическая поддержка волонтерской деятельности детей школьного возраста, направления на усилие личностного роста, поощрение конструктивного межличностного общения и взаимодействия, содействие самоопределению ее участников, в том числе детей группы риска.

    Вышеуказанные педагогические условия могут применяться в различных видах волонтерской деятельности:

    Социальное волонтерство - самое широкое из направлений, поскольку в эту группу могут быть включены самые разные общественно - полезные вещи: помощь инвалидам, пожилым людям, бездомным и другим социально незащищенным категориям. Например, во многих домах-интернатах для престарелых и инвалидов уже много лет постоянными стали утренники, творческие мероприятия и тематические вечера, которые волонтеры проводят бесплатно.

    Экологическое волонтерство – включает в себя деятельность по охране окружающей среды и формированию экологической культуры в обществе. Например, в рамках экологического волонтерства школьники участвуют в таких мероприятиях, как сбор и сортировка мусора, уборка в парках и лесах, посадка деревьев, помощь бездомным животным, изготовление скворечников, кормление птиц зимой. Такая деятельность помогает не только улучшить обстановку в школе или городе, но и получить определенные знания и навыки в природоохранной деятельности.

    Спортивное волонтерство - это деятельность, в которой участвуют взрослые волонтеры, и поэтому вовлечение младших школьников довольно сложно. Однако дети могут участвовать в качестве волонтеров в конкурсах в своей школе. Например, обучающиеся 3-4 классов могут помочь организовать соревнования между младшими школьниками 1-2 классов или организовать спортивный праздник среди своих сверстников.

    Гражданско-правовое волонтерство - это деятельность, в рамках которой оказывается помощь в организации крупномасштабных гражданско-правовых мероприятий. Например, участие в разработке и съемке патриотического фильма от школы на городской форум, конкурс.

    Гражданско-патриотическое, спортивное и культурное волонтерство – это те сферы волонтерской деятельности, где дети младшего школьного возраста могут оказывать неофициальную посильную помощь старшим волонтёрам или же присутствовать в качестве зрителей, тем самым получая опыт и знания с помощью наблюдений и общения.

    Из рассмотренных нами направлений волонтерской деятельности не все обучающиеся группы риска могут быть применены в воспитательном процессе. Это связано с тем, что у детей данной категории еще нет полноценно сформированного чувства ответственности, эффективных навыков коммуникации. Следовательно, школьники группы риска могут пробовать себя в формах волонтерства либо внутри школы, либо в среде города, но лишь в социально безопасной среде. Волонтерская деятельность призвана выполнять функцию нравственного воспитания, возрождения традиционных ценностей в детской среде, таких как милосердие, справедливость, человечность, отзывчивость и другие. Считаем, что гражданско-патриотическое, спортивное и культурное волонтерство – это те сферы, где дети группы риска могут оказывать эффективную посильную помощь руководителю группы волонтеров или присутствовать в качестве участников, получая опыт и знания с помощью наблюдений, общения, взаимодействия. 

    Через какие средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.) реализуется практика

    В МБОУ «СОШ № 9» более 10 лет работает отряд волонтеров «Доброе сердце». Деятельность данного отряда регламентирована «Положением о деятельности волонтерского отряда «Доброе сердце», последние изменения внесены 28.08.2019 года, приказ 01-04-163. Данное положение представлено на официальном сайте школы в разделе «Воспитательная работа» (Положение о волонтерском отряде Доброе сердце). В Положении определена цель деятельности волонтёрского отряда – формирование общепринятых духовно-нравственных ценностей, активной гражданской позиции школьников. Волонтерский отряд – это объединение школьников – добровольцев, участвующих в творческой, социально-полезной, социально-значимой длительности.

    Деятельность отряда направлена на создание условий для развития и реализации организаторского, творческого и интеллектуального потенциала социально-активных школьников. Волонтерский отряд создан и действует на основании добровольности, самоуправления и равноправности его членов – школьников. Вся работа волонтерского отряда осуществляется с учетом плана, составленного активом отряда в сентябре учебного года. План работы утверждается директором.

    В 2022 году в рамках развития волонтерского движения с молодежным центром г. Лесосибирска заключено соглашение. В 2021-2022 учебном году начата работа по регистрации обучающихся, желающих заниматься волонтерской деятельностью на сайте «Добро. ру».

    Волонтерский отряд «Доброе сердце» успешно сотрудничает с общественными организациями г. Лесосибирска: РО КК «Спиридоновский», Обществом защиты бездомных животных «СИМБА» г.Лесосибирска. Школьники могут стать волонтерами на долгий и короткий срок. Волонтерами на долгий срок становятся, как правило, старшеклассники, которые участвуют в совместном планировании деятельности, а стилем взаимоотношений с педагогами вступает равноправное партнерство. Это ответственные школьники, которые самостоятельно находят работу, стремится определять расписание и продолжительность своей работы, приспосабливают свое время и расход сил так, чтобы достигнуть успеха в решении школьной проблемы. Волонтерами на короткий срок становятся школьники, которые ориентированы на признание личного достижения, как правило, это дети группы риска. Ключевой момент в работе с таким волонтером - подготовка для него четкого задания, поддержание в нем уверенности, что время, которое он жертвует, направлено на достижение конкретных результатов.

    Сотрудничество с центром «Спиридоновский» проявляется в виде оказания помощи в проведении праздничных мероприятий для постояльцев центра, оказании помощи в проведении торжественных дат. В период пандемии, когда существовали ограничения на проведении массовых мероприятий, волонтеры не прекращали свою деятельность, волонтеры младшего школьного возраста стали изготавливать своими руками открытки, а их родители приобретали фрукты – так старались поддержать психоэмоциональное состояние людей, которые проживают в стационарных условиях.

    На постоянной основе в школе организуется акция «Прояви доброту», когда дети организуют сбор корма и лекарств для животных, которые потом отправляются в приют «Симба». В 2021 - 2022 учебном году реализован проект «Будка Добра», в ходе которого ученики на уроках технологии изготовили будку из фанеры для сбора гуманитарной помощи при проведении акций. А ученицы из волонтёрского отряда «Доброе сердце» под руководством руководителя данного отряда ее красочно расписали.

    Сотрудничая с Домом ветеранов г. Лесосибирска, волонтеры для «жильцов» проводили детские концерты, приносили изготовленные собственными руками открытки, помогали в уборке комнат, в основном это дети группы риска. С Клубом ветеранов микрорайона «Центральный» связывают долговременные партнерские отношения: помощь в проведении тематических праздников «День пожилого человека», «День матери», «Новый год», «23 февраля» и «8 марта», сотрудничество в реализации проектов «Парта Героя», «Рассказы о войне» и т.д..

    Каждый год в городе Лесосибирске проходит акция «Помоги пойти учиться» и наши волонтеры школы собирают необходимые канцелярские принадлежности. К этой акции присоединяются отзывчивые родители, делятся не только канцелярскими товарами, но и одеждой, в том числе и новой. Осенью 2020 года родитель одной из ученицы принесла в школу более 10 новых пуховиков и целый мешок разных вещей для девочек. Чаще всего «благодарители» желают не называть своих имен, и все-таки их доброта оставила след: неоднократная помощь нашим землякам в период пожаров, сбор средств тем, кто нуждается в лечении.

    В последние пять лет в волонтерской деятельности МБОУ «СОШ № 9» г. Лесосибирска стали появляться новые виды безвозмездной помощи:

    • Опыт волонтеров – экскурсоводов. С 2017 года начал работу школьный музей «Истоки», который действует в рамках программы дополнительной общеобразовательной программы школьный музей «Истоки». В учреждении имеется «Концепция развития школьного музея (музейной комнаты) «Истоки»», план работы, которые представлены на сайте школы (https://sh9-lesosibirsk-r04.gosweb.gosuslugi.ru/roditelyam-i-uchenikam/poleznaya-informatsiya/shkolnyy-muzey-istoki/). В 2022 году был представлен проект «Экскурсовод в сфере краеведческого туризма» в рамках конкурса «Профессиональное волонтерство». Данный проект не только познакомил волонтеров - экскурсоводов с основами профессиональной деятельности, но и позволил всем участникам окунуться в прекрасный мир прошлого малой родины. Среди данных детей треть была группа риска. Так, были созданы выставки: «Лесосибирск глазами детей», «В единстве – наша сила», «По следам боевой славы…». В общей сложности было проведено около 100 экскурсий (1250 школьников и дошкольников, 92 человека - педагоги, ветераны, воспитатели и родители).
    • Опыт библио – волонтерства в школьном Библиотечно -информационном центре. Волонтеры участвуют в организации и проведении массовых мероприятий, помогают в выполнении традиционных библиотечных работ (ремонт книг, расстановка фонда) и т.д.. В данном волонтерстве принимают участие всего 1- 2 ребенка группы риска, которые привлекаются только с учетом его интересов к данном виду деятельности.
    • Опыт волонтеров – медиаторов. В школе создана служба медиации, которая работает на основе «Положения о школьной службе медиации» (приказ 01-04-150\10 от 10.10.2017 года) (Положение о школьной службе медиации ). Волонтеры - медиаторы под руководством координатора ШСМ участвуют в организации и проведении профилактических мероприятий, направленных на формирование навыков конструктивного разрешения конфликтов, побуждения стремления к сотрудничеству и совместному созидательному делу. в данной группе участвуют в работе также дети группы риска, которые взаимодействуя с другими обогащаются новыми формами поведения, навыками конструктивного контакта через погружение в созидательную и творческую деятельность.
    • Опыт волонтеров – вожатых. С 2021 году МБОУ «СОШ № 9» включилось в реализацию проекта Красноярского педагогического университета им. В.П.Астафьева через создания психолого-педагогического класса. Согласно «Положения о психолого-педагогическом классе», классный руководитель координирует деятельность обучающихся для прохождения профессиональной пробы в следующем формате: 

    1) Помощник классного руководителя; 

    2) Помощник учителя-предметника; 

    3) Помощник педагога-организатора; 

    4) Деятельность в школьном волонтерском отряде «Доброе сердце»; 

    5) Практика вожатства в пришкольном лагере. 

    В течение учебного года обучающиеся психолого-педагогического класса как волонтеры участвовали в проведении акции для первоклассников «Безопасный путь домой» совместно с инспектором ОГИБДД (сентябрь 2021). Инициативные группы десятиклассников участвовали в подготовке и проведении тематических классных часов «О здоровом питании» в виде викторины «Полезно-Неполезно» для учащихся 3-4х классов (ноябрь 2021); «Блокадный хлеб». Следовательно, волонтерская деятельность старшеклассников предоставляет им возможность получить первичный самостоятельный опыт в педагогической деятельности, поможет в нее «окунуться» и убедиться в ее достоинствах, определится в недостатках. Среди старшеклассников нет выраженной группы риска, однако есть дети, склонные проявлять ответственное отношение к обучению, включение именно их в волонтерскую деятельность создает для них ситуацию успеха, способствует самоопределению, мотивирует к повышению качества обучения.

    5. Опыт волонтерства в пропаганде ЗОЖ. Школьники, которые увлекаются спортом, привлекаются волонтерами для организации спортивных соревнований. Старшеклассники помогают в судействе на «Спортивных состязаниях на знание ПДД «Я по улице шагаю!»» среди школьников 3-6х классов, которые проходили в рамках декады дорожной безопасности (март 2022); участвовали в организации и проведении соревнований в рамках Всероссийской акции «Физическая культура и спорт - альтернатива пагубным привычкам» (март 2022). В данную группу волонтеров с удовольствием включаются дети группы риска. Школьники участвуют в организации и проведении соревнований. Они участвуют в проведении акций, посвященных Всемирному дню борьбы со СПИДом, танцевальных флэш – мобов «СОХРАНИ ЖИЗНЬ», проведении бесед «Факторы, разрушающие здоровье», помогают в реализации проекта «Сдадим нормы ГТО».

    Первым добрым делом волонтеров МБОУ «СОШ № 9» с регистрацией на сайте «DOBRO.RU» стала «Весенняя неделя добра» - ежегодная общероссийская добровольческая акция, которая проводится с 1997 года и формируется на основе социально – значимых мероприятий волонтерской направленности. Был составлен план мероприятий и выставлен на портале «DOBRO.RU» по основным направлениям: «Десант добра» в «Дом ветеранов», в Клуб ветеранов микрорайона «Центральный», центр «Спиридоновский», библиотека, «Школьная Служба медиации», организация помощи животным, пропаганда ЗОЖ и акция «Чистота - залог здоровья».

    Функции волонтеров в рамках мероприятий в «Весеннюю неделю добра»: 1) волонтер по уходу за животными, 2) волонтер-консультант, 3) участник субботника, 4) помощник библиотекаря, 5) социальный работник на волонтерских началах.

    Далее была доведена информация для детей и родителей для участия в «Весенней неделе добра» (Приложение А) через платформу «DOBRO.RU» (https://dobro.ru/event/10165297). Детям необходимо подать заявку в соответствии с той акцией, в которой участвует класс. При этом обращали внимание на то, что обучающийся может подать заявку только на одну акцию (Приложение Б).

    Для оценки эффективности работы руководитель волонтерского отряда в рамках программы дополнительного образования осуществляет мониторинг сформированности социальной активности детей, в том числе детей группы риска. Для изучения характеристики социальной активности школьников используем критерии В.В.Зинченко:

    Критерии

    Содержание

    Показатели

    Нормативный критерий

    характеризует овладение учащимися мировоззренческими, морально-нравственными понятиями и представлениями, понимание необходимости инициативного и самостоятельного участия в познавательной, трудовой, игровой и других видах общественно-значимой деятельности.

    степень адекватности сформированных представлений реальному миру; полнота морально-нравственных представлений, их осознанность; степень приближения представлений к уровню понятий

    Мотивационный критерий

    характеризует направленность социальной активности учащихся, степень ее соответствия интересам группы, коллектива.

    отношение учащихся к учебной и трудовой деятельности; проявление активности в этих видах деятельности; степень сформированности социальных мотивов учебной и трудовой деятельности, долга и ответственности

    Деятельностный критерий

    характеризует овладение учащимися практическими умениями в деятельности и общении

    степень сформированности умений общественной и совместной деятельности; способность контроля и оценки деятельности; способность к выполнению общественного поручения

    Статусный критерий

    характеризует позицию учащихся в системе внутригрупповых, внутриколлективных отношений

    отношение к коллективу; статус в группе; сформированности самооценки

    Для диагностики для оценки уровня сформированности социальной активности младших школьников используется следующий инструментарий:

    Нормативный критерий

    Деятельностный критерий

    Лист наблюдения за поведением (по схеме) В. В. Зинченко

    Мотивационный критерий

    Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э. Туриелю в модификации Е. А. Кургановой и О. А. Карабановой)

    Статусный критерий

    Методика «Самооценка»

    (Т. В. Дембо - С. Я. Рубинштейн)

    Для распределения обучающихся по степени демонстрации ими социальной активности выделены следующие уровни:

    • Оптимальный (высокий) уровень – характеризуется полным осознанием социальной важности активного включения во все виды деятельности; полным представлением о социальных нормах, образцах и правилах поведения в различных общностях; проявлением активно-творческого отношения к их выполнению; включенностью во все виды совместной и общественной деятельности; проявлением самостоятельности в планировании, контроле и оценке результатов деятельности; проявлением в деятельности самостоятельности, ответственности, инициативности; популярностью у одноклассников; положительным отношением к коллективу.
    • Средний уровень – характеризуется недостаточным осознанием социальной важности активного включения в деятельность; поверхностным представлением о социальных нормах и правилах поведения в ближайшей социальной среде; проявлением репродуктивного отношения к их выполнению; наличием преимущественно негативных эмоциональных переживаний от выполнения деятельности; участием в совместной и общественной деятельности по принуждению; недостаточной способностью планирования, контроля и оценки результатов деятельности, редким проявлением в деятельности социально ценных качеств: самостоятельности, ответственности, инициативности; неадекватной самооценкой личности; средним статусом в группе; неопределенным, противоречивым отношением к коллективу.
    • Низкий уровень – характеризуется слабым осознанием активного участия в деятельности; недостаточным представлением о социальных нормах и правилах поведения в ближайшей социальной среде; низкой готовностью к достижению определенных результатов в познавательной деятельности; преобладанием узко социальных мотивов учебной и трудовой деятельности; отрицательными эмоциональными переживаниями от выполнения различных видов деятельности; участием в совместной и общественной деятельности по принуждению; слабо сформированной способностью планирования, контроля и оценки результатов деятельности; очень редким проявлением в деятельности социально ценных качеств; неадекватной самооценкой личности; низким статусом в группе; отрицательным отношением к коллективу.
      • 100% обучающихся-волонтеров, в том числе дети группы риска участвуют в добрых делах согласно плана мероприятий;
      • 100% обучающиеся-волонтеры, в том числе дети группы риска не пропускают занятия без уважительной причины;
      • увеличение количества детей группы риска, включенных в деятельность волонтёрского отряда «Доброе сердце». 

    Какие результаты обеспечивает практика:

    Анализ включенности детей группы риска в волонтерский отряд «Доброе сердце» за 3 года:

    Учебный год

    Дети, состоящие на разных видах учета

    дети, состоящие на ВШК

    2019- 2020 уч.год

    2

    4

    2020- 2021 уч.год

    4

    6

    2021- 2022 уч.год

    11

    8

    Мониторинг сформированности социальной активности у школьников волонтерского отряда в течение 2021-2022 учебного года, в том числе и детей группы риска:

    Диагностика

    Уровень сформированности(начало уч.года – конец уч.года)

    низкий

    средний

    высокий

    I

    II

    I

    II

    I

    II

    Лист наблюдения по В. В. Зинченко (нормативный критерий)

    30%

    13%

    56%

    30%

    15%

    57%

    Лист наблюдения по

    В.В. Зинченко

     (деятельный критерий)

    32%

    15%

    55%

    58%

    13%

    27%

    «Оцени поступок»

    (по Э. Туриелю в модификации Е. А. Кургановой и О. А. Карабановой (конвенциальные)

    33%

    14%

    48%

    48%

    19%

    38%

    «Оцени поступок»

    (по Э.Туриелю в модификации Е. А. Кургановой и О.А. Карабановой (моральные)

    26%

    11%

    52%

    45%

    22%

    44%

    «Самооценка»

    (Т. В.Дембо – С.Я.Рубинштейн) (уровень самооценки)

    22,2%

    3,7%

    11,1%

    7,4%

    66,7%

    74%

    «Самооценка»

    (Т. В.Дембо – С.Я.Рубинштейн) (уровень притязаний)

    3,8%

    3,8%

    14,8%

    14,8%

    81,4%

    88,9%

    Качественный анализ деятельности детей, включенных в волонтерскую деятельность, отражает их заинтересованность в работе и сотрудничестве с окружающими, в том числе у детей группы риска. 

    Список использованных источников:

    • Бодренкова, Г. П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике / Г. П. Бодренкова // Российский центр развития добровольчества. – 2013. – Серия : Российская школа эффективного добровольчества. – С. 311 – 325
    • Иванов, А. В. Методика формирования социальной активности учащегося: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А. В. Иванов. – Москва : Академия. – 2013. – 172 с.
    • Ильина, Н. В. Опыт организации волонтерского движения в общеобразовательном учреждении / Н. В. Ильина, И. И. Прошина // Гуманитарные науки. - №2. – Москва: Вестник КРАУНЦ. – 2017. – URL:   https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-organizatsii-volonterskogo-dvizheniya-v-obscheobrazovatelnom-uchrezhdenii  (дата обращения: 22.03.2022). 

      ПРИЛОЖЕНИЕ А 

    План добрых дел в рамках «Весенней недели добра» (18.04. – 22.04.2022)

    Мероприятие

    Деятельность

    Классы

    «Будка добра»

    Сбор помощи бездомным животным (корм, лекарства, предметы гигиены, игрушки и т.д.)

    1 - 11 класс

    «О добрых делах от детей детям»

    Агитбригады о волонтерской деятельности школы

    1 - 4 класс

    «Помоги старшему поколению»

    Выход в дом ветеранов (уборка помещений, выброс мусора, покупка продуктов и т.д.)

    Участники волонтерского отряда «Доброе сердце»

    «Библио - день»

    Помощь педагогам – библиотекарям в составлении тематического стенда, посвященные ВОВ 1941 - 1945

    библио - волонтеры

    Экскурсия «По следам боевой славы», посвященная ВОВ 1941 - 1945

    Участники школьного музея «Истоки» ведут активную подготовку к экскурсии

    Волонтеры школьного музея

    «Субботник»

    Уборка территории школы

    1 - 11 класс

    Акция

    «Покорми птицу»

    Прикорм птиц на школьной территории

    (изготовление кормушек при необходимости)

    1 - 6 классы

    «Тебе герой отечества»

    Создание поздравительных открыток к празднику 9 мая

    1 - 4 классы

    «Важен каждый»

    Создание рисунков (тематика  «Добро») для жителей центра «Спиридоновский»

    5 - 6 классы

    «Мы за ЗОЖ»

    Создание буклетов о ЗОЖ

    (включение в листовку списка спортивных секций)

    8 классы

    «Ты не один»

    Школьная служба примирения (беседы о добре, терпимости)

    9 классы

    «Нет пагубным привычкам!»

    Профилактика социально негативных явлений (создание буклетов, информационные листовки, информационные минутки)

    1 - 11 классы

    ПРИЛОЖЕНИЕ Б

    Приложение «Добро.ру»

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie