Автор: Комарова Т.В., социальный педагог МБОУ «СОШ №9» г. Лесосибирска
Описание практики
Программа внеурочного курса «Права и обязанности гражданина РФ» была реализована в течение 2022-2023 учебного года на параллели 7х классов (7а, 7б, 7в, 7г, 7д) и является успешной в формировании законопослушного поведения обучающихся подросткового возраста. Систематические занятия способствуют снижению роста правонарушений среди обучающихся 11 – 14 лет за счет включения в практическую деятельность правового просвещения других обучающихся (материалы представлены в официальной школьной группе ВК).
Эффективность реализации содержания программы внеурочного курса «Права и обязанности гражданина РФ» обеспечивает взаимодействие социального педагога с классными руководителями не только классов, в которых реализуется курс, но и тех, где проводятся акции, агитбригады правового аспекта.
Проблемы, цели, ключевые задачи, на решение которых направлена практика:
Образование в школе целесообразно рассматривать как этап жизни человека, предполагающий создание условий не только для физического оздоровления, но и для личностного роста, для формирования личности законопослушного гражданина. В последние годы стала актуальной проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста. Рост правонарушений и преступности детьми является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения для учащихся. Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании, что отражает статистика правонарушений/преступлений в МБОУ «СОШ №9» г.Лесосибирска в течение последних 3х лет:
Среди ключевых характеристик детей подросткового возраста, в том числе и детей «группы риска» выделяются повышенная эмоциональная неуравновешенность, неадекватность самооценки, недостаточное умение контролировать свои действия, склонность к подражанию, повышенная внушаемость. Их взгляды нередко складываются под стихийным влиянием микросреды. В Федеральном Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от 24.06.1999г. (с изменениями на 13.07.2015), ст.14.5 подчеркнута необходимость разработки и внедрения в практику работы образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
На основе вышеизложенного появилась программа внеурочного курса «Права и обязанности гражданина РФ» для обучающихся 7х классов. В основу данной программы легла примерная программа курса внеурочной деятельности «Быть гражданином: мои права, моя ответственность, мой выбор» для обучающихся общеобразовательных организаций, разработанная ФГБУ «Центром защиты прав и интересов детей». Продолжительность программы 1 учебный год, из расчета 1 час в неделю, всего 34 часа.
Цель - формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; воспитание основ безопасности жизнедеятельности.
Задачи программы:
1. Овладение обучающимися системой знаний об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений.
2. Овладение умением получать и критически осмысливать социальную, правовую информацию.
3. Освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.
3. Воспитание нравственной и правовой ответственности за свои поступки, активной гражданской позиции, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, уважения к лицам, охраняющим правопорядок в стране.
Какова основная идея/суть/базовый принцип практики?
Основная идея практики в том, что реализация внеурочного курса «Права и обязанности гражданина РФ», систематические занятия с интерактивной и практикориентированной деятельностью обучающихся (акции, агитбригады, разработка творческих материалов правового аспекта) будет способствовать снижению роста правонарушений среди обучающихся.
Через какие средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.) реализуется практика?
Форма занятий внеурочного курса «Права и обязанности гражданина РФ»: очная, групповая. Данная программа предполагает использование различных подходов при работе с подростками:
- Информационный подход, который фокусируется на повышении уровня информированности подростков по правовым аспектам законодательства.
- Приобретение и развитие общих жизненных навыков, которые помогут принять правильное решение при возникновении проблемных ситуаций (включение в акции и агитбригады, разработка творческих материалов правовой тематики).
- Освоение социальных навыков, дающих возможность приобрести навыки противостояния социальному давлению (игровые технологии, упражнения, дискуссия, диспут).
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что обучающиеся, работая в малой группе, находясь в поиске информации на поставленные проблемные вопросы, вступая в дискуссию друг с другом, смогут научиться выступать перед аудиторией, подбирать аргументы для отстаивания своей позиции, уважая позицию другого. Программа способствует воспитанию у обучающихся таких качеств как толерантность, гражданственность, нравственность и др.
Отличительной особенностью внеурочного курса является то, что тематика задействует многие ракурсы всестороннего развития личности, в основе которого заложено формирование законопослушного поведения. Важно, чтобы дети хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали особенности правонарушений и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них.