В школьные годы из огромного мира профессий выпускнику предстоит выбрать ту, которая бы соответствовала интересам, приносила радость и достойно оплачивалась. Выбор будущей профессии – задача непростая и очень ответственная. Выбирая профессию, человек выбирает судьбу, образ жизни, социальную группу, к которой будет принадлежать.
Выбор профессии - выбор будущего!
Министерство просвещения Российской Федерации реализует профориентационные проекты, в том числе в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
В целях реализации комплексной профориентационной работы в МБОУ «СОШ №9» педагогический коллектив руководствуется методическими рекомендациями, разработанными в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 24.07.2023 N 385-ФЗ); методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности, направленными письмом Минпросвещения России от 05 июля 2022 г. № ТВ-1290/03; примерной рабочей программой воспитания для общеобразовательных организаций (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22); федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897; федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413; примерной рабочей программой курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 29 сентября 2022 г. № 7/22); примерной рабочей программой курса внеурочной деятельности «Профориентация» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 25 августа 2022 г. № 5/22).
Уровень реализации профориентационного минимума – основной.
Цель профориентационного минимума – формирование единого профориентационного пространства в системе общего образования Российской Федерации, обеспечивающего готовность выпускников общеобразовательных организаций к профессиональному самоопределению.
Задачи:
- развитие нормативно-правового обеспечения профориентационной работы в общеобразовательных организациях;
- обеспечение научно обоснованного содержательного наполнения профориентационной деятельности, с учетом разных возможностей образовательных организаций;
- разработка механизмов мониторинга, анализа, верификации профориентационной деятельности;
- систематизация профориентационной работы образовательных организаций;
- обогащение инструментами и практиками региональных, муниципальных и школьных моделей профессиональной ориентации обучающихся;
- разработка вариативного компонента профориентационной работы с обучающимися, с учетом социально-экономических особенностей конкретного региона;
- подготовка программ повышения квалификации для специалистов, осуществляющих профориентационную деятельность в образовательных организациях;
- обеспечение социального партнерства между сторонами, участвующими в профориентационной работе: образовательными организациями всех видов, компаниями-работодателями, центрами занятости населения, обучающимися и их родителями;
- включение в профориентационную работу программы, предусматривающей поддержку обучающихся «группы риска» (с прогнозируемыми затруднениями трудоустройства).
Профориентационный минимум введен для обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций, включая детей с ОВЗ и инвалидностью. Для реализации профориентационных мероприятий в школе используются следующие форматы: урочная деятельность, практико-ориентированный модуль (мероприятия по профессиональному выбору), дополнительное образование, взаимодействие с родителями и профессиональное обучение, внеурочные курсы: с 1 по 5 класс реализуется внеурочный курс «Тропинка в профессию», с 6 по 11 класс реализуется внеурочный курс «Россия – мои горизонты».
Одним из элементов организации профориентационной работы является учет в ее содержании федерального и регионального компонентов. Федеральный компонент позволяет знакомить обучающихся со стратегией экономического развития страны, приоритетными отраслями экономики, соответствующими потребностями в компетенциях, кадровой политикой РФ. Региональный компонент направлен на изучение регионального рынка труда, экономических особенностей региона, специфических потребностей в кадрах и задач экономического развития, характерных для конкретного региона; территориальной образовательной среды, охватывающей профессиональное образование, общее образование, дополнительное образование.
К принципам реализации Профориентационного минимума относятся:
- системность – использование комплексного подхода, включающего диагностику профессиональных склонностей, профессиональные пробы, интерактивные информационные программы. Все подходы реализуются в формате, активизирующем профессиональное самоопределение; некоторые активности предполагают преимущественно игровой формат для вовлечения максимального количества обучающихся;
- систематичность – реализация Профориентационного минимума в течение нескольких лет на регулярной основе, что позволяет участникам наблюдать динамику своего развития. Работа разбита на этапы, логически связанные между собой. Обучающийся получает обратную связь и рекомендации с учетом меняющихся данных в тех активностях, которые отвечают его особенностям, запросам и уровню ГПС;
- доступность – возможность для любого обучающегося по программе общего образования (или его родителя/ законного представителя) воспользоваться профориентационной помощью. Для лиц с ОВЗ предусмотрены адаптированные методики. Каждый обратившийся получает обратную связь с рекомендациями;
- социальное партнерство – создание эффективных технологий работы на основе единого информационного поля всех причастных к системе профориентации ведомств и организаций (Министерство просвещения, Министерство труда и социальной защиты, Министерство науки и высшего образования, Министерство экономического развития, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, представители компаний-работодателей или объединений работодателей, образовательных организаций и т.д.), межличностной коммуникации специалистов и других заинтересованных сторон.
Проектория - интерактивная цифровая платформа для профориентации школьников. Онлайн-площадка для коммуникации, выбора профессии и работы над проектными задачами.
Профориентатор - центр тестирования и развития. Ежемесячно обновляемые бесплатные тесты на профориентацию, тесты на профессию, выбор профессии, методики, консультации специалистов.
Учеба.ру. Профессии - крупнейший каталог учебных заведений, помогающий не только определиться с выбором вуза, колледжа и техникума, но и с будущей профессией. Раздел «Профессии» содержит тесты и описания профессий.
Навигатум - Федеральный образовательный проект. Игровые инструменты профессионального и личностного самоопределения. Для педагогов материалы для системной профориентации и для создания идеальной траектории профориентации от 3,5 лет и до 65 лет.
Профориентация и самоопределение - описание профессий, тесты, методики, статьи. Авторская методика профориентации Натальи Грэйс.
Профориентатор - сайт центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии». На сайте можно найти информацию о профессиях, получить оперативные новости о днях открытых дверей и образовательных выставках, пройти экспресс-профориетационные тесты. На этом сайте содержатся тематические статьи по вопросам выбора профессии. Приводится описание большого количества профессий, которые по различным рейтингам являются наиболее востребованными на современном рынке труда. В отдельном разделе есть описания вузов, профильных школ, подготовительных курсов.